Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 15 декабря 2018 г.
Время:     19 ч. 30 мин.

МАТЕРИАЛЫ
межрегиональной научно-практической конференции
"Информатизация системы образования Тамбовского региона"

Заливина Ирина Борисовна
Тамбовская область, г. Рассказово
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ N10

Проектное обучение в преподавании русского языка и литературы

Часть 1. Понятие "технология" в педагогической науке и практике.
В настоящее время в понимании и употреблении термина "педагогическая технология" существуют несколько различных позиций:
1. Педагогические технологии как разработка и применение инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (Б.Т. Лихачёв, С.А. Смирнов, М. Мейер).
2. Педагогическая технология понимается как процесс коммуникации или способ выполнения учебной задачи, включающий применение эвристических методов и системного анализа для улучшении обучении (В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, Б.А. Сластенин, В.М. Монахов, Б. Скипнер, С. Гибсон, Т. Сакамото).
3. Педагогическая технология рассматривается как обширная область знания, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук. (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Стакенас, В. Кауфман, Д. Эди, С. Ведемейер).
4. Представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать несколько значений педагогической технологии одновременно (М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Т.К. Селевко, Д. Финн, К.М. Силбер, П. Митчел, Р. Томас).
Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Понятия "образовательная" и "педагогическая" технологии в значительной степени перекрываются. С одной стороны, понятие "образовательная технология" (технология в сфере образования) представляется несколько шире, чем понятие "педагогическая технология" (относящаяся к сфере педагогики), ибо образование включает, кроме педагогических, ещё разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты.
С другой стороны, педагогика традиционно охватывает и обучение, и воспитание, и развитие, составляющие образование человека. Кроме того, понятие "педагогическая технология" относится, очевидно, ко всем разделам педагогики (социальная, дошкольная, школьная, вузовская, андрогогика, индивидуальная, коллективная, семейная, досуговая, внешкольная, средовая, производственная, превентивная, специальная, коррекционная, лечебная, педагогика здоровья и др.).
Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.
По- моему, в работе школьному учителю помогут новые технологии. Они сделают работу разнообразной, интересной, будоражащей мысль.
Технология модульного обучения ,технология развивающего критического мышления, использование ТРИЗ на уроках , технология организации обучения в форме педагогических мастерских , технология проектного обучения - все это наши помощники.
Об одной из технологий пойдет разговор сегодня. Это технология проектного обучения.
Часть 2. Технология проектного обучения.
Метод проектов.
Само понятие "проект" заимствовано из латинского языка и имеет в буквальном переводе яркую смысловую окраску: "брошенный вперед".
Анализируя историю его появления, ряд авторов указывают, что корни этого понятия можно найти в еще более ранней эпохе, в древнегреческой культуре, где оно означает "помеху, препятствие, задачу, вопрос". Помеха на пути идущего человека имеет вызывающий характер, заставляет остановиться, задуматься и принять какие-то меры. Как в жизни, так и в мысли препятствие на пути как бы "провоцирует", пробуждает скрытые силы.
Россия после революционных событий семнадцатого года, опьяненная надеждой на свободу, пробужденная к активной позиции, ищущая формы самовыражения, приняла гуманистическое направление в философии образования, предложенное американским педагогом Дж. Дьюи и его последователем В.Х. Килпатриком.
Педагоги той поры попытались построить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность обучающегося, учитывающую его личностный интерес и востребованность в получении конкретных знаний и приобретении навыков. Судьба тех экспериментов известна: они были запрещены всесильным тогда ЦК ВКП(б) и на долгие годы вычеркнуть) из отечественной педагогики.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.
Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, следующими дидактическими принципами:
детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. В проектном обучении у него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность;
кооперации. В процессе работы над проектом организуется и осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности;
опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый школьник, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющиеся у него собственный опыт и знания;
учета индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;
свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнеров в разработке проекта, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности;
связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение академических знаний и практических действий. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на улучшение окружающего мира; проект имеет прагматическую направленность на результат;
трудной цели. Этот принцип важно учитывать, поскольку легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором.
Классификация школьных проектов:
приоритетный вид деятельности: творческие, социальные, исследовательские, ролевые, поисковые и т.д.;
предметно-содержательная область интересов: экологические, правовые, телекоммуникационные, филологические, политехнические, информационные, экономические, художественные и т.д,
по участию в разработке: личностные, групповые;
по обращенности к аудитории: школьные, региональные, международные;
по времени исполнения: долгосрочные, краткосрочные;
по форме представления, защиты: пленарные, стендовые.
Исследовательские - предполагают познавательный поиск учащихся, направленный на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением. Пример такого проекта: "Исследование влияния телевидения на активность избирателей" или "Исследование распределения температуры воздуха в помещении". Исследовательская деятельность при этом состоит из основных этапов, характерных для научного исследования:
  • выявление и постановка проблемы исследования;
  • формулирование гипотезы;
  • планирование и разработка исследовательских действий;
  • сбор данных на основе изучения литературы, наблюдений и экспериментов;
  • анализ, сопоставление полученных данных, формулировка выводов и их проверка;
  • подготовка выступления;
  • презентация проекта;
  • переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы и выступлений оппонентов;
  • внесение корректив в работу и оформление отчета.
    Прикладные проекты направлены на создание конкретных продуктов деятельности: сценарий школьного вечера, юбилейный выпуск газеты, проект благоустройства школьного двора. Для подобных проектов характерна очень четкое определение частей общей работы, этапов деятельности, поэтапное обсуждение промежуточных результатов и координация работы соисполнителей, тщательное оформление полученных результатов.
    Информационные проекты предполагают сбор информации о каком-либо процессе или объекте. "Выпускники нашей школы - известные люди нашей страны", "История географических названий нашего района".
    По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на предметные, межпредметные и системные.
    Учебные проекты еще принято различать по характеру управления: в непосредственных проектах - учащиеся имеют возможность общения с учителем "здесь и сейчас", в сетевых (телекоммуникационных) - участники связываются с организаторами проектной деятельности посредством сети Интернет
    Этапы работы над проектом
    1. Включение ребенка в данную систему деятельности. Это может быть рассказ учителя, посещение мероприятий, где защищают свои проекты старшеклассники. Дети должны понять, что именно требуется от их авторства - это поиск проблемы; создание качественно нового продукта, получение результата. Это проверка себя на самоорганизованность, самодисциплину; на уровень творчества и неординарного мышления; на умение строить отношения с другими людьми, убеждать, отстаивать свои решения, позиционировать.
    2. Создание информационно-эмоционального поля (будоражим мысль школьника). Дальнейшая работа над проектом невозможна без элементарных знаний о структуре научного труда, требований к нему, методах. Структура предполагает наличие традиционных компонентов: актуальность проблемы, предмет исследования, цель проекта, гипотеза, задачи, используемые методы, практическая значимость результата. Пока дети не прикоснулись к самой проектной деятельности, все, что говорит учитель, для них - это узнаваемая, но абстрактная информация, которая никак не желает преобразовываться в знания. Но все же на данном этапе структуру надо раскрыть, чтобы у учащегося была опора для планирования своей деятельности. Установочная лекция на эту методологическую тему должна опираться на зрительный алгоритм.
    3. Выбор проблемы. Определение темы
    Деятельность ученика Деятельность учителя
    Предварительно самостоятельно изучают информацию совместно с учителем, возможно с родителями (если используются семейные хроники), или определяют тему. Устанавливают цели, выдвигают гипотезы. Защищают выбранную тему перед группой единомышленников. Помогает определиться с темой или сформулировать проблему будущего проекта. Знакомит со смыслом проектного подхода.
    Нельзя рекомендовать детям проблему в готовом виде. Учитель может направить мысль ребенка в нужном направлении самостоятельного поиска, подсказать источники информации. Важно учить "спотыкаться", "цепляться" за проблему, вопрос. Обратите внимание на недостаточную освещенность темы, укажите, что она ждет в лице ваших учеников своих исследователей, способных найти новое решение.
    4. Подтолкнуть мысль к пробуждению, особенно в поиске проблем для социальных, игровых проектов, возможно при проведении деловой игры, диспута, дискуссии, обсуждении тем в форме "круглого стола", "мозгового штурма". При организации сбора идей часто используется во многом традиционный "ящик предложений". Однако завуалируйте свое прямое желание подсказать тему работы.
    Задача учителя на этом этапе - создать условия для того, чтобы начавшийся процесс генерировал. Конечно, можно просто предложить список тем. Однако мы упустим важнейший начальный момент авторского представления проблемы.
    Следует помнить, что проблема всегда должна базироваться на противоречии. "Все знают, что курение - это вред, но попадают в зависимость и не могут в одиночку справиться с проблемой. Значит, знаний недостаточно?".
    Далее стоит уточнить именно предмет исследования, который, как правило, отражен в теме проекта и находит свое звучание в ключевом слове заголовка.
    5. Актуальность. Вопрос актуальности не вызывает у учащихся непонимания. Они ее достаточно легко излагают в плане своего видения существующего противоречия. Но совершенно затрудняются, когда надо выяснить, а что же сделано до них, какие существуют взгляды на решение проблемы. Им кажется, что они первооткрыватели.
    На данном этапе либо учитель знакомит с тем, что уже есть, либо учащиеся сами ищут уже имеющуюся информацию. Сбор информации. Он включает в себя исследование состояния вопроса: анализ предметной литературы. изучение законодательной и нормативно-правовой базы, социологические опросы, анализ материалов СМИ, проведение встреч, интервьюирование компетентных лиц.
    6. Разработка гипотезы. Часто учитель еще сам не совсем владеет методологией ее формирования. Гипотеза - это научное предположение, допущение, которое автор проекта будет проверять, подтверждать или иногда опровергать. Формулируя гипотезу, учащийся строит предположение, каким образом он будет достигать поставленную цель. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения по типу "Если .... то...".
    7. Цель проекта и его гипотеза предопределяют задачи. Учащиеся часто формулируют задачи как определенные этапы решения общей проблемы. И этого на данный период обучения, как нам кажется, достаточно. В самом логическом варианте к разработке проекта учащийся должен приступить, когда уже хорошо знаком с приемами работы с дополнительной литературой, овладел техникой конспектирования, написания реферата, приемами исследования. Но даже если это не совсем отработано, то при достаточном внимании со стороны учителя, он может отработать указанные навыки в ходе работы над проектом.
    8. Планирование.
  • определить источники информации (архивы, музеи, встречи с очевидцами событий);
  • составить список литературы;
  • обработать информацию (работа с документами, оформление интервью);
  • определить форму представления результатов;
  • определить обязанности и объем работы, если это групповой проект.
    Деятельность ученика Деятельность учителя
    Очень важно, чтобы ученик самостоятельно искал источники информации, пробовал сам обрабатывать данные. Обращаясь к учителю за рекомендациями. Важно, чтобы самостоятельно были определены критерии оценок. a) помогает получить доступ в архивы и музеи;
    b) дает информацию о принятых правилах работы с документами и другими источниками;
    c) помогает выработать критерии оценок.
    9. Сбор и анализ информации.
    Сбор информации Аналитическая работа Проектирование
    Деятельность ученика Деятельность учителя
    Собирают информацию. Проводят ее анализ. Сопоставляют различные точки зрения. Проектируют индивидуальную или групповую работу. Наблюдает и советует. Косвенно руководит деятельностью. Учитель должен предусматривать. Что не все учащиеся могут подняться на второй уровень. Оценить их индивидуальный вклад в проект.
    Учителю, который выполняет роль научного руководителя, на этом этапе следует обратить внимание ребенка на культуру научного поиска. Он может попасть в ловушку такого состояния, когда глубокие мысли других кажутся до того простыми, что ему они представляются своими собственными. Начинающий исследователь должен уяснить, что ценность его работы не в заимствовании чужих идей, а в том, что он познакомился и оценил их, привлек в свой труд или оппонировал им.
    Следует отвергать работу, если в ее обосновании, на ее страницах нет сносок на литературу, не указаны имена исследователей изучаемой проблемы.
    Очень значимый момент - встречи, интервью с компетентными специалистами. Например, как записаться на прием к чиновнику, специалисту; готовятся к беседе с ним, составляя заранее вопросы, план; рассчитывают время, которое может потратить на них занятой человек; учатся умению одеться на встречи разного ранга; умению представиться, определить задачу своей встречи и т.д. Учатся писать обращения в органы государственной власти. После такой работы обрабатывают материалы, используя как собственные, так и диктофонные записи бесед. Формируют выводы по проделанной работе и полученной информации.
    10. Оформление (Разработка собственного варианта решения проблемы)
    Деятельность ученика Деятельность учителя
    Пишут и оформляют работы. Создают проект как единое целое Дает советы. Демонстрирует образцы правильно оформленных работ. Помогает написать вступление, библиографию. Правильно оформить заключение
    Здесь происходит систематизация полученного материала, на основе которого предлагается обоснование, модель, вариант, программа решения исследуемой проблемы. План реализации дальнейших действий, решений. Важно, чтобы автор внес предложения как для заинтересованных лиц, так и определил свое собственное участие.
    11. Защита проекта:
  • устный отчет с демонстрацией материалов на научно-практической конференции;
  • подготовка реферата;
  • представление коллективного проекта в форме игры "Открытие" (затем возможные издания альманаха).
    Деятельность ученика Деятельность учителя
    Каждый индивидуально отчитывается. Принимает участие в обсуждении работ других учащихся Слушает, задает вопросы.
    Один из вариантов защиты - составление и презентация портфолио (папка документов). Это оформление материалов проекта в единый логический труд, имеющий три блока: сам полный комплект проекта, приложение (демонстрационные материалы, документы, мультимедийные презентации, схемы, рисунки, фотодокументы, видеоклип и т.д.) и тезисы. Не лишне написать аннотацию для быстрого знакомства с работой всех интересующихся.
    Завершающий этап после защиты проекта - рефлексия. Ее следует провести дважды, сразу после окончания мероприятия, так как это остро эмоциональный момент, и если проект не заинтересовал присутствовавших на защите, то море отрицательных суждений будет отравлять душу ребенка вплоть до вашей следующей встречи. Не надо поддерживать критический настрой о несправедливости жюри. Надо настаивать, что выполнена задача первой пробы сил, задача участия, приобретения опыта и т.д. А когда страсти улягутся, подробно разобрать достоинства и слабые стороны работы и продолжать ее далее.
    Система оценивания:
  • Огромную роль в любой технологии играет оценочный механизм. В школе учащийся не может избежать оценочных реакций со стороны учителя и одноклассников.
    Технология проектного обучения позволяет уйти от традиционной пятибалльной системы оценок и заменить ее рейтингом знаний и умений. Рейтинг может быть разработан совместно учителем и учениками. В качестве образца можно предложить следующую таблицу.
    Критерии оценки:
    ЗНАНИЯ УМЕНИЯ
    1 этап 1 этап
    - актуальность темы - 3.6 - ставить цели - 3.6
    - изученность темы - 3.6 - строить гипотезу - 5.6
    - личная заинтересованность в теме - 5.6 - выбирать форму защиты - 5.6
    2 этап 2 этап
    - источники информации - 5.6 - работать с документами - 5.6
    - полнота списка литературы - 5.6 - работать в музее - 5.6
    - обоснованность оценки - 5.6 - брать и оформлять интервью - 5.6
    3 этап 3 этап
    - научность информации - 5.6 - умение анализировать - 5.6
    - научность проекта - 5.6 - сопоставлять точки зрения и сделать вывод самостоятельно - 5.6
    4 этап 4 этап
    - оформление научного аппарата - 5.6 - делать сноски на источники - 4.6
    - оформление приложения - 4.6 - составлять проект - 5.6
    - правильность составления библиографии - 5.6 - оформить титульный лист - 3.6
    - логичность и самостоятельность выводов - 5.6
    5 этап 5 этап
    - научность доклада на конференции - 5.6 - навыки публичного выступления - 5.6
    - научность реферата - 5.6 - отвечать на вопросы - 4.6
    - научность статьи для - 5.6 - участвовать в обсуждении работ - 4.6
    6 этап 6 этап
    - видение перспектив на будущее - 5.6 - давать объективную самооценку - 5.6

    - объективно оценивать других - 5.6
    7 этап 7 этап
    - методика проведения урока - умение активизировать слушателей
    - применение карт и наглядности - донести материал
    - применение технических средств - оформить разработку
    Всего баллов за работу по этапам:
    этап баллы
    1 26
    2 28
    3 20
    4 36
    5 28
    6 15
    7 27
    Максимальный балл - 180.
    "5"- 150-180б.
    "4"- 110-150б.
    "3"-90-110б.
    Подобная оценочная система решает очень важную проблему. Не все учащиеся в состоянии пройти, несмотря на их первоначальное желание, семь этапов предусмотренной деятельности. Приходится предусматривать их переход на традиционные методы обучения. Рейтинговая система позволяет дать объективную индивидуальную оценку пройденных этапов.
    Часть 3. Из опыта работы (Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы):
    Представляемый мной опыт работы в своей основе содержит развитие темы "Проектная деятельность в процессе изучения русского языка и литературы".
    Целью работы является развитие творческого потенциала школьников.
    Актуальность метода проектов, по-моему, состоит прежде всего в том, что эта работа подразумевает создание таких ситуаций, когда учащиеся становятся самостоятельными исследователями. Польза от такой работы неоспорима: ребята, находясь в поиске по решению поставленной перед ними задачи, самостоятельно и охотно приобретают знания, используя разные источники информации. Школьники учатся пользоваться знаниями для решения познавательных и практических задач; работая в творческих группах и индивидуально, приобретают коммуникативные умения; став исследователями, учатся выявлять проблемы, вести сбор необходимой информации, наблюдать, анализировать, строить гипотезы, делать выводы-обобщения. В процессе работы над проектом развивается системное мышление учеников.
    В своей работе я начала использовать метод проектов с 2004-2005 учебного года, познакомившись с этой технологией на курсах ТОИПКРО.
    Оригинальность его состоит в заложенном в его основу активном творческом начале, за подобными инновациями будущее, так как они пробуждают мысль, "заставляют" исследовать, искать различные пути решения проблем, отстаивать своё мнение:
    Практическая сторона работы над методом проектов теперь уже не вызывает трудности ни у меня, ни у моих учеников. Исследование, творческая работа, возможность высказать свои мысли вдохновляют ребят.
    Нашим первым опытом работы стал проект "Художественные особенности в повести И.С.Тургенева "Ася". Нам было трудно. Сейчас мы многое сделали бы по-другому: опыт приходит со временем. Мы "взрослели" вместе: ученики и учитель.
    Метод проектов я использую и в изучении русского языка, и в изучении литературы. В прошедшем 2006-2007 учебном году ко мне пришли пятиклашки, мои "старые" ученики окончили 9 классов. "Пятачки" начинают осваиваться в проектной деятельности. За этот учебный год мы по моему предложению создали два коллективных проекта: по русскому языку - "Второстепенные члены предложения. Способы их выражения", по литературе - "Изобразительно-выразительные средства в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Бородино".
    С учениками 9-го класса проводилась работа с опорой на выбор тем самими школьниками. По русскому языку был создан проект "Сложные случаи орфографии", ребята самостоятельно предлагали трудные для усвоения темы из курса русского языка, исследовали учебный материал, формулировали правила, приводили примеры, составляли тесты для практических работ, брошюры и буклеты по темам: "Не с разными частями речи", "-Н- и -НН- в различных частях речи", "Правописание глаголов".
    Проектов по литературе в этом учебном году у нас было много. Изучая поэму Н.В.Гоголя "Мертвые души", мы создали проект "Образы помещиков в поэме "Мертвые души". Способы их изображения". Он состоит из пяти презентаций. Каждая презентация иллюстрирует образ одного из помещиков. В работе над проектом принимал участие весь класс. Результатом работы стали семь буклетов, литературная газета и тест-брошюра.
    Еще один долгосрочный и, по-моему, интересный проект носит название "Погиб поэт: Кто виноват?". Целью исследования стало ответить на вопрос: почему, по каким причинам рано ушли из жизни русские литераторы 19-20 вв. (А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.В.Маяковский, С.А.Есенин, М.И.Цветаева, А.А.Фадеев)? Извечный русский вопрос: кто виноват? Нами создано семь презентаций и литературная газета.
    Был у нас в этом году и индивидуальный проект "Я вас любил: Женщины - адресаты пушкинской лирики". Этот проект состоит из двух больших красивых презентаций. Результат - литературная газета и брошюра, посвященные женщинам-современницам А.С.Пушкина, которые дарили вдохновение великому поэту, в них он был влюблен.
    В рамках всероссийского конкурса "Гайдар. Время. Мы" мы создали проект "Аркадий Гайдар - писатель-воин". Проект состоит из четырех презентаций, рассказывающих о детстве и юности будущего писателя, о годах Гражданской войны и Великой Отечественной войны, о творчестве писателя. Выпустили печатные издания: два буклета и две литературных газеты.
    В рамках областного конкурса создана презентация "Горжусь я малой родиной своей!" и литературная газета. В них мы рассказали о наших земляках, о людях, которыми можно по праву гордиться.
    Результаты нашей работы вызывают живой интерес у учеников и учителей. Мы создаем творческие работы. Поверьте - это интересно!
    Подводя итог, могу сказать, что, работая над проектами-исследованиями, ребята овладевают навыками системной поисковой работы, они умеют выдвигать гипотезы (иногда спорные), они стараются доказательно отстаивать свою точку зрения, быть логичными и последовательными.
    А главный мой результат - горящие глаза моих учеников, их слова: "Давайте придумаем новый проект!"
    И придумаем! У нас много планов!
    Уже нынешней весной у нас стартовал семейный долгосрочный проект "Дворянские гнезда", в нем будет рассказываться о родовых усадьбах русских писателей и поэтов 19 - 20 веков. А материалы ученикам помогут собрать родители (очно и заочно).

    Библиография:
    Шкуран Р.А. Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы ТОИПКРО, Тамбов, 2006 г.
  • Новости
    14.11.2007 Конференция!


    17.10.2007Внимание конкурс!


    01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
    Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


    22.06.2007Итоги конкурса!


    20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


    16.04.2007


    Визит А.А. Фурсенко

    Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


    28.03.2007Внимание конкурс!


    24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


    21.11.2006Итоги конкурса!


    01.11.2006


    Фотоальбом
    Видеофильм

    Семинар


    10.10.2006Внимание конкурс!


    05.09.2006


    Фотоальбом
    Видеофильм

    Торжественное открытие клуба


    01.07.2006Запуск сайта


    15.06.2006Начало работы над сайтом



    Вход для редакторов
    Copyright © ТГТУ, 2006 г.
    Сейчас на сайте посетителей - 2