Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 15 декабря 2018 г.
Время:     19 ч. 30 мин.

МАТЕРИАЛЫ
межрегиональной научно-практической конференции
"Информатизация системы образования Тамбовского региона"

Подольский Владимир Ефимович
ГОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет"
Проректор, д.т.н., доцент
Краснянский Михаил Николаевич
ГОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет"
Доцент кафедры "Автоматизированное проектирование
технологического оборудования", к.т.н., доцент

Радченко Игорь Михайлович
ГОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет"
Начальник сектора мультимедиа технологий ТамбовЦНИТ

Организация Интернет-поддержки профессионального развития педагогов
на базе Педагогического Интернет-клуба (http://club-edu.tambov.ru)

Развитие единой образовательной информационной среды (РЕОИС) Тамбовского региона, объединяющей техническое, программное, методическое, интеллектуальное обеспечение профессиональной деятельности работников образования, приводит к постоянному росту количества образовательных учреждений и отдельных учителей, использующих информационные и коммуникационные технологии при подготовке уроков и делопроизводстве [1, 2, 3]. Основой РЕОИС является научно-образовательная сеть России Runnet, которая объединяет региональные образовательные компьютерные сети (РОКС) с их техническими ресурсами и образовательным контентом. В регионе создана система ресурсных центров, образующих территориально распределенную инфраструктуру информатизации системы образования [4]. Растет число школ, имеющих собственные Интернет-ресурсы. За последний год благодаря национальному проекту "Образование" значительно возросло число школ, подключенных к Интернет. Рост количества новых пользователей и возрастание их потребностей в целом привели к резкому усложнению структуры РОКС [2, 5, 6].
Многие преподаватели школ, познакомившись на курсах повышения квалификации с компьютерными и коммуникационными технологиями, пытаются далее самостоятельно осваивать новое программное обеспечение и информационные технологии для последующего использования их на уроках. Основной проблемой, с которой они сталкиваются при этом, является отсутствие централизованного консультирования и профессиональной поддержки в данной области, а также недостаток сетевого общения между собой.
Проведенные исследования и анализ ситуации по проблеме освоения информационных и коммуникационных технологий работниками образования показывают необходимость и актуальность формирования сетевых сообществ педагогов с целью их дальнейшего профессионального развития на уровне повышения квалификации как в области информационных технологий, так и в предметной области с использованием возможностей Интернет. Такое сообщество целесообразно создавать на базе учителей уже владеющих основами работы с ПК, Интернет и мультимедиа технологиями, что позволит активно использовать в работе с ними современные сервисы дистанционного обучения и консультирования на основе сетевых технологий.
В 2006 году при ГОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет" (ТГТУ) на базе Тамбовского РЦ ФИО состоялось открытие Педагогического Интернет-клуба для работников учреждений общего, начального и среднего профессионального образования Тамбовской области (http://club-edu.tambov.ru) [7]. Педагогический Интернет-клуб образован в рамках проекта "Интернет-поддержка профессионального развития педагогов" на основании договора между Национальным фондом подготовки кадров (НФПК) и ГОУ ВПО ТГТУ при поддержке Управления образования и науки Тамбовской области. Педагогический Интернет-клуб постепенно становится ядром, объединяющим преподавателей Тамбовской и других областей, активно применяющих информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Основная цель Педагогического Интернет-клуба - это формирование и методическая поддержка сетевого профессионального сообщества учителей, активно использующего и внедряющего в учебный процесс современные педагогические, информационные и коммуникационные технологии, овладевающего передовыми достижениями в развитии программного и аппаратного обеспечения компьютерного и сетевого оборудования.
В рамках проекта решаются следующие основные задачи:
  • внедрение новых форм методической работы с педагогами за счет широкого использования Интернет-технологий;
  • увеличение количества учителей, получающих методическую поддержку для повышения своей квалификации с использованием Интернет;
  • распространение по сети педагогических разработок в области информационных и коммуникационных образовательных технологий и передового педагогического опыта в области традиционной педагогики;
  • обобщение опыта использования Интернет для решения задач профессионального развития педагогов;
  • привлечение внимания педагогической общественности и работников управления образования к использованию Интернет-технологий для решения задач профессионального развития педагогов.

    Деятельность Педагогического Интернет-клуба организована по следующим направлениям:

    1. Организация службы информационно-методической поддержки педагогов с использованием различных Интернет-технологий.
    Данная служба создана с целью профессионального развития педагогов в сфере информационных технологий, обучения использованию в учебном процессе современных компьютерных технологий и программ. Она функционирует с использованием следующих Интернет-технологий.
    А. Консультации по электронной почте (club-edu@tambov.ru). Каждый желающий имеет возможность задать вопрос непосредственно со страницы сайта Клуба или используя традиционные почтовые программы. Наибольшее количество вопросов поступает по следующим темам:
  • Организационные вопросы (смена логина и пароля; участие в мероприятиях, проводимых в Клубе, и т.п.).
  • Вопросы по программным средствам (рекомендации в выборе программных средств, работа с конкретным программным продуктом MS Office, Adobe Photoshop, Xara, Flash-технологии, работа с локальными сетями и сервисами Интернет, виртуальные лаборатории и т.п.)
  • Вопросы, связанные с использованием лицензионного программного обеспечения. Свободно распространяемое программное обеспечение (возможные альтернативы Windows и MS Office, установка Linux, распространение лицензионно-чистого ПО).
  • Методические вопросы (размещение разработок в хранилище методических материалов, электронные ресурсы по предметам, программы по информатике, обучающие программы, предложения по организации работы и т.п.).
    На все приходящие письма с вопросами (за год работы Клуба более 100 консультаций) администрацией Педагогического Интернет-клуба формируются ответы, с привлечением соответствующих специалистов. Консультации по электронной почте не ограничиваются только ответами на вопросы, которые приходят в письмах. При проведении консультаций с использованием других сервисов (чат, форум и др.), ответить на некоторые вопросы в рамках данного сервиса не представляется возможным. В этих случаях так же формируются электронные письма с подробными алгоритмами решения.
    Б. Консультации на тематических форумах.
    На сайте Педагогического Интернет-клуба открыты форумы по следующим предметным областям:
  • "Проблемы применения ИКТ в школе",
  • "Программное обеспечение, которое Вас интересует",
  • "Организация школьной Интернет-площадки",
  • "Компьютерная графика",
  • "Виртуальные лабораторные работы",
  • "ГИС-технологии";
  • "Форум по обсуждению педагогическим сообществом опыта и результатов поддержки педагогических инициатив в регионах проекта ИСО".
  • "Темы, которые Вы хотели бы обсудить".
    В процессе работы Педагогического Интернет-клуба наблюдается значительный рост активности учителей в форумах (свыше 800 сообщений). Этому несомненно способствует расширение круга обсуждаемых вопросов, предоставление возможности самостоятельно формировать цепочки обсуждения по интересующим направлениям, а также увеличение количества членов Клуба и приобретение ими навыков работы с сервисами сети Интернет.
    На вопросы в форумах, в основном, отвечают преподаватели Педагогического Интернет-клуба (как правило, модератор данного форума), а также наиболее квалифицированные члены Клуба.
    В. Обсуждение проблем в режиме on-line посредством чата.
    Для организации оперативных консультаций на сайте Педагогического Интернет-клуба работает чат. Ежедневно, в соответствии с опубликованным на сайте расписанием, в чате проводят консультации преподаватели Педагогического Интернет-клуба.
    Каждый из преподавателей курирует определенную тематику вопросов. Приведем некоторые из них:
  • Программное обеспечение, которое Вас интересует. Использование лицензионно чистого ПО. Применение антивирусов.
  • Компьютерная графика. Применение Интернет-технологий. Организация школьной Интернет-площадки.
  • Работа в мультимедийной системе управления обучающими материалами и процессом обучения VitaLMS [8]. Применение мультимедиа при разработке электронных образовательных материалов. Flash-технологии.
  • Использование офисных технологий при создании электронных учебных материалов. Разработка Интернет-страниц. Работа с каталогом электронных учебно-методических материалов.
  • Разработка Интернет-страниц. Организационные вопросы работы в Педагогическом Интернет-клубе.
  • Проблемы применения ИКТ в школе. Проблемы дистанционного образования. Информатика в дошкольном образовательном учреждении.
    За год работы Педагогического Интернет-клуба было проведено более 250 консультаций в чате.
    Г. Организация видео консультирования
    В связи с подключением школ к широкополосному высокоскоростному Интернет в рамках национального проекта "Образование" у учителей появляется возможность использования современных коммуникационных Интернет-сервисов. Поэтому на сайте Педагогического Интернет-клуба организовано видео консультирование и видео трансляции, как часть системы общения VitaCollab.
    Рисунок 1 - Скриншот видео консультации по теме
    "Проектирование мультимедийного учебного ресурса"
    Инструмент "Виртуальная классная комната" имеется в каждом курсе системы.
    Для того, чтобы использовать все возможности данного инструмента, пользователю необходимо иметь подключенную к его компьютеру веб камеру, микрофон и наушники. Виртуальная комната загружается в веб браузере, поэтому пользователю не требуется никакого дополнительного программного обеспечения (рисунок 1).
    В данном приложении используются семь видео окон (2), обеспечивающих многоточечное подключение пользователей. Общая рабочая область для демонстрации слайдов (1). Преподаватель и обучающиеся имеют возможность листать слайды презентации. При необходимости можно воспользоваться белой доской (5) и текстовым чатом(3). То есть, в консультации могут принимать участие и те пользователи, которые не имеют веб камеры, они видят и слышат тех, кто передает свой аудио/видео сигнал, и могут участвовать в обсуждении, используя текстовый чат.
    Виртуальная классная комната является самым удобным средством удаленного консультирования, но требует значительных сетевых ресурсов. Для нормальной качественной передачи видео и аудио сигнала пользователь должен иметь канал в Интернет с пропускной способностью не ниже 128 Кб/сек. Качество сигнала (используемый тип канала) можно регулировать (40 Кб/сек - плохое качество, 128 Кб/сек - удовлетворительное качество, LAN - очень хорошее качество) (7).
    В рамках Педагогического Интернет-клуба проводились видео консультации со школами города Тамбова, подключенными к Интернет по каналам DSL, а также видео-трансляции семинаров.
    В данный момент качество Интернет меняется в лучшую сторону, многие преподаватели имеют скоростной Интернет дома, поэтому использование видеоконсультаций является достаточно перспективным направлением информационно-методической поддержки педагогов.

    2. Создание хранилища учебно-методических материалов. Основу хранилища составляют выпускные работы слушателей Тамбовского РЦ ФИО и методические разработки, созданные в Педагогическом Интернет-клубе. Материалы структурированы по соответствующим каталогам.
    Для хранения информации об электронных ресурсах на сервере используется база данных MySQL. Вывод структуры разделов и относящихся к ним методик, а также администрирование БД осуществляется с помощью специально разработанных программных скриптов (PHP 5).
    На сегодняшний день в состав хранилища учебно-методических материалов входят следующие разделы (в скобках указано количество работ в разделе) - всего 1078 работ:
  • ИКТ в поддержку педагогов (24);
  • Краеведение (105);
  • Методические разработки по предметам (695);
  • Внеклассные мероприятия (193);
  • Дошкольное воспитание (45).
  • Мультимедийные учебно-методические материалы (16).
    Большое количество работ в разделе делает поиск по каталогу затруднительным. Поэтому для удобства поиска конкретного материала была разработана поисковая система по ключевым словам в названии методики и аннотации, а также по автору разработки. По результатам поиска формируются web-страницы, которые содержат: параметры поиска, общее количество найденных записей, не более 10 гиперссылок на учебно-методические материалы, удовлетворяющие условиям поиска и при необходимости гиперссылки на другие web-страницы с результатами поиска.

    3. Разработка методических материалов и рекомендаций. Учитывая потребности учителей в методических разработках по современным направлениям использования информационных технологий в учебном процессе, сотрудниками Педагогического Интернет-клуба разработаны следующие методические материалы:
  • "Методические указания по работе в среде Интернет-клуба и системе управления обучающими материалами VitaLMS";
  • "Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов";
  • "Применение современного программного обеспечения при разработке web-сайтов";
  • "Проектирование и размещение в сети Интернет административных сайтов образовательных учреждений";
  • "Администратор школьной Интернет-площадки";
  • "Компьютерная графика";
  • "Основы Flash-технологий";
  • "Основы ГИС и цифрового тематического картографирования";
  • "Разработка школьных виртуальных лабораторий на базе среды программирования LabVIEW".
    Все разработанные методические материалы размещены в открытом доступе на сайте Педагогического Интернет-клуба в разделе "Методические материалы". Ими можно пользоваться в on-line, а также скачать zip-архив или текстографическую версию (формат Word) для локального использования. Все созданные методические материалы помимо текста и графических иллюстраций включают мультимедийные ролики или фрагменты видео.

    4. Организация и проведение сетевых конкурсов учебно-методических материалов. С целью привлечения педагогической общественности к разработке и использованию электронных учебно-методических ресурсов, повышения качества образовательных услуг в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования за счет внедрения информационных технологий преподавания в учебный процесс, на базе Педагогического Интернет-клуба организовано проведение сетевых конкурсов учебных материалов.
    Задачи конкурса:
  • накопление и обобщение опыта использования информационных технологий в учебном процессе;
  • пропаганда активного использования информационных технологий в учебном процессе;
  • стимулирование педагогического Интернет-сообщества к самостоятельной разработке электронных мультимедийных учебных материалов.
    Участие в конкурсах по номинациям, соответствующим тематике создаваемых методических материалов, могут принять все работники образовательных учреждений Тамбовской и других областей Российской Федерации. Положение, объявления и результаты проведенных конкурсов публикуются на сайте Педагогического Интернет-клуба.
    При выборе победителей, конкурсной комиссией учитываются как содержание электронного учебно-методического материала
  • актуальность, уникальность, достоверность информации;
  • методическое совершенство представленного материала;
  • возможность использования материалов в учебном процессе, так и техническое исполнение
  • дизайн, удобство навигации;
  • наличие мультимедиа;
  • возможность работы в интерактивном режиме;
  • возможность размещения материала в Интернет.
    Электронные учебно-методические материалы, поданные на конкурс, размещаются на сайте Педагогического Интернет-клуба в открытом доступе для популяризации применения информационных технологий в учебном процессе с сохранением авторства разработчика.

    5. Организация и проведение методических семинаров и конференции, которые охватывают такие вопросы как самостоятельная разработка учителями мультимедийных обучающих аудио/видео материалов, школьных виртуальных лабораторий, проектирование и размещение в Интернет административных сайтов образовательных учреждений, разработка и публикация электронных методических материалов и др.
    Семинары проходят в очной форме для актива Педагогического Интернет-клуба. Каждый участник семинара получает раздаточный материал, включающий программу семинара, комплект электронных и печатных методических разработок по тематике семинара, информационные материалы. Раздаточный материал используется участниками на практических занятиях, а также для распространения среди коллег по месту работы (школы, ресурсные центры, отделы образования, колледжи, техникумы и др.).
    Проведение семинаров сопровождается видео трансляцией по адресу http://vitahost.tambov.ru/club/

    6. Информационное обеспечение деятельности Педагогического Интернет-клуба. Вся деятельность Педагогического Интернет-клуба отражается на его сайте http://club-edu.tambov.ru - консультации учителей, публикации методических материалов, объявления, конкурсы и др. Кроме того, проводится постоянное информационное оповещение о проводимых мероприятиях посредством рассылки членам Клуба электронных писем. Деятельность Клуба также освещается в Интернет (свыше 50 рекламных банеров и ссылок на различных образовательных и информационных сайтах).

    В настоящей статье приведены лишь первые результаты работы Педагогического Интернет-клуба. Формирование сетевого профессионального сообщества учителей находится пока в начальной фазе. И тем не менее, уже по первым месяцам работы Педагогического Интернет-клуба стала очевидной актуальность организации информационно-методической поддержки развития педагогов в области информационных технологий и профессиональной деятельности именно на базе современных Интернет-технологий. Администрация Педагогического Интернет-клуба приглашает всех заинтересованных лиц к участию в работе Клуба и надеется, что каждый преподаватель найдет что-то полезное на страницах нашего сайта http://club-edu.tambov.ru.
      Литература
    1. Подольский В.Е. Создание инфраструктуры системы открытого образования / Информатика и образование: Научно-методический журнал, № 4, Москва. Издательство "Образование и Информатика", 2001г.- С. 11-18
    2. Подольский В.Е., Толстых С.С. Повышение эффективности региональных образовательных компьютерных сетей с использованием элементов структурного анализа и теории сложности / - М: Машиностроение, 2006. - 176 с.
    3. Подольский В.Е., Толстых С.С. Теоретические основы и практические аспекты построения региональных образовательных компьютерных сетей / Материалы Всероссийской научно-практической конф. "Информационные технологии в образовании и науке".- М.: МФА, 2007.- Ч 1. С. 11-14.
    4. Астафьева Н.Е., Подольский В.Е., Касатонов И.С., Писецкий А.Ф. Система ресурсных центров как территориально-распределенная инфраструктура информатизации отрасли / "Ресурсные центры сферы образования России", сборник научных статей, ГНУ "Госиформобр Минобразования России". Москва, 2004 г.- С. 54-59.
    5. Подольский В.Е. Использование критериев стохастической структурной сложности для принятия решений по реконструкции региональной образовательной компьютерной сети / Журнал "Телекоммуникации и информатизация образования". г. Москва, № 6 (31), 2005 г.- С. 69-76.
    6. Подольский В.Е. Анализ состояния и перспектив развития Тамбовской областной научно-образовательной информационной сети / Журнал "Вестник ТГТУ". Том 9. № 2. Издательство ТГТУ, Тамбов, 2003 г. -С. 166-176.
    7. Подольский В.Е., Краснянский М.Н. Повышение квалификации учителей в области информационных технологий на базе педагогического Интернет-клуба / XIV Всероссийская научно-методическая конференция "Телематика?2007". Труды конференции, том 2. Секции D, E. Санкт-Петербург, 18 - 21 июня 2007 г.С.535-536.
    8. Радченко И.М., Подольский В.Е., Инькова Н.А. Разработка обучающих материалов (лекций, симуляторов) и программных приложений для проведения аудио/видео консультаций в системе дистанционного обучения с использованием технологий четвертого поколения / Материалы всероссийской научно-практической конференции "IT - инновации в образовании". Петрозаводск, 27 - 30 июня 2005 г.- С. 190-192.
  • Новости
    14.11.2007 Конференция!


    17.10.2007Внимание конкурс!


    01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
    Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


    22.06.2007Итоги конкурса!


    20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


    16.04.2007


    Визит А.А. Фурсенко

    Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


    28.03.2007Внимание конкурс!


    24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


    21.11.2006Итоги конкурса!


    01.11.2006


    Фотоальбом
    Видеофильм

    Семинар


    10.10.2006Внимание конкурс!


    05.09.2006


    Фотоальбом
    Видеофильм

    Торжественное открытие клуба


    01.07.2006Запуск сайта


    15.06.2006Начало работы над сайтом



    Вход для редакторов
    Copyright © ТГТУ, 2006 г.
    Сейчас на сайте посетителей - 1