Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 15 декабря 2018 г.
Время:     19 ч. 31 мин.

ПРОГРАММА
межрегиональной научно-практической конференции
"Информатизация системы образования Тамбовского региона"

Шмырёв Андрей Анатольевич
Тамбовская область, г.Мичуринск, Муниципальное вечернее (сменное)
общеобразовательное учреждение "Центр образования"
Учитель физики и информатики

Современная школьная компьютерная сеть

"Ввиду краткости жизни
мы не можем позволить себе роскошь
тратить время на задачи,
которые не ведут к новым результатам"

                                                Лев Ландау

В современных условиях фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного общества. Отличительной чертой современного этапа развития системы образования является качественная модернизация всех основных ее компонентов, в том числе с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ)1.
Использование ИКТ неразрывно связано с развитием компьютерных сетей, а в частности школьных локальных сетей. С приходом в школы Интернета необходимость в по-строении школьных компьютерных сетей стали понимать все участники образовательного процесса. Использование локальных компьютерных сетей в школе показывает, что информатизация образовательного процесса движется в ногу со временем. Если ещё несколько лет назад компьютерная сеть в школе была чем-то очень далеким, "заоблачным", то в настоящее время она реализована в большинстве образовательных учреждений. Организация работы школьной локальной сети и использование ресурсов Интернет формирует у учеников и учителей специфичную логику мышления, развивает умение отбора, анализа, систематизации и работы с большими объемами информации. Однако в большинстве школ локальная компью-терная сеть используется недостаточно эффективно и выполняет лишь функцию "доставки" Интернета конечному пользователю.
Приоритетный национальный проект "Образование" планирует подключение к сети Интернет 52940 российских школ2. Техническое решение предусматривает объединение всех школ в единую виртуальную частную сеть (VPN) "Образование" с организацией контролируемых точек выхода в сеть Интернет в каждом субъекте Российской Федерации, защищенных межсетевыми экранами. Для адресации пользователей предлагается использовать частные адреса (RFC 1918) из блока 10.XX.YY.ZZZ, где XX - номер региона Российской Федерации, например, используемый в ГИБДД, YY.ZZ - номера сетей, выдаваемых региональными операторами образовательным учреждениям в зависимости от потребностей школ. VPN участок сети Тамбовской области построен таким образом, что каждый host3 полностью открыт для всех школ всех пользователей российской виртуальной частной сети "Образование". Это позволяет легко связать все школьные сети в единое образовательное пространство и организовать различные межшкольные сетевые сервисы (рис.1).
Компьютерная сеть средней школы №4 г.Мичуринска объединяет 27 компьютеров (один из которых сервер) и имеет общую протяжённость около 400 метров (рис.2). В настоящее время в LAN4 имеются следующие сетевые сервисы:
1. Интернет пейджер. Система IM5 построена на основе jabber сервера, который позволит любому пользователю сети организовать не только приватную беседу, но и создавать комнаты для общения многих десятков участников. Сервис достаточно востребован, методическая ценность заключается в возможности организации межшкольных виртуальных классов на основе низкоскоростных компьютерных сетей (рис.3).
2. VoIP телефония. IP телефония основана на использовании софтовой цифровой мини АТС на 1000 (до 100000) номеров. VoIP телефония позволяет не только организовать цифровую телефонную сеть в своей школе, но и связать различные локальные телефонные сети в единую сеть. Методическая ценность сервиса заключается в возможности более оперативно решать учебные задачи, вести совместные проекты, организовать межшкольные виртуальные круглые столы (рис.4).
3. Школьный WEB сервер. Школьный сервер базируется на основе бесплатного TopServer-а6. TopServer представляет собой мощный, удобный и простой в использовании сервер приложений (серверный пакет), состоящий из лучших на данный момент серверных компонентов последних версий, таких как веб-сервер Apache, PHP, MySQL, PERL, SQLite, SlimFTPd и других. В состав TopServer входят очень удобные средства управления сервером. Серверный пакет позволяет эффективно разместить необходимые материалы в школьной локальной сети. При достаточном наполнении школьной сети учебными, образовательными и развлекательными материалами у школьника появляется возможность удовлетворять большинство своих потребностей в информации с помощью локальной сети школы, без выхода в глобальную сеть. Таким образом, методическая ценность продукта заключается в реализации межшкольной модели Интернета с многочисленными межшкольными серверами, доступными по узлам виртуальной сети: http://10.68.***.***. Школьники получают начальные знания и навыки администрирования сервера, гостевой книги, форума, анкеты, статистики посещений и т.д.
4. E-mail - электронная почта. Электронная почта (E-mail) - это одно из важнейших средств коммуникации, которое позволяет решать задачи не только ведения совместных проектов, но и организации дистанционного обучения.
5. Школьное потоковое радио. Школьное потоковое радио существует в сети уже два года и началось с эфирной трансляции "Авторадио". В настоящее время на любом компьютере школьной локальной сети доступны шесть различных радиостанций: пять спутниковых - MAXIMUM7, RUSSIAN_RADIO8, RSN9 (русская служба новостей), HIT_FM10, DFM_REGION11 (Динамит ФМ) и эфирное AVTO_RADIO12. Для организации приёма спутникового канала в школе установлена приёмная антенна диаметром 1,8 метра (спутник "Ямал 201"), которая подключена к серверу (плата SkyStar3). Для трансляции спутникового потокового радио используется связка SkyCast Server и VLC media player13. Эфирное радио транслируется с помощью популярного плеера WinAmp и плагина SHOUTcast Server, что позволяет в любой момент прервать эфирное вещание своим "школьным эфиром", т.е. организовать школьную радиостудию. К сожалению, в городе отсутствуют широкополосные каналы связи для организации внутригородского школьного радио, но предпосылки для создания школьной радиостудии уже созданы. Школьное радио учит школьников мыслить и уметь донести свою мысль до слушателя, ребята перестают бояться микрофона, привыкают к нему. Также, ученики учатся выбирать самое главное в сегодняшних газетах, импровизировать на заданную тему, сочинять и редактировать тексты.
6. Школьное потоковое телевидение. С октября 2007 в школьной компьютерной сети транслируется потоковое образовательное телевидение - телеканал "Школьник ТВ", принимаемый со спутника "Ямал 201". Трансляция осуществляется по TCP/IP14 протоколу, что позволяет при минимальной загрузке сети осуществить просмотр и запись образовательного контента на любом из 27 компьютеров локальной сети. Большая доля образовательных телепередач помогает дополнить школьную медиатеку качественными видеоматериалами15. Телеканал "Школьник ТВ"16 - это крупнейший проект Межрегионального общественного фонда "Образование в третьем тысячелетии", созданного в июле 1999 года с целью реализации инновационных телекоммуникационных образовательных проектов. Проекты Фонда осуществляются при консультационной и методической поддержке Министерств Российской Федерации - образования, культуры, по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Департамента образования города Москвы, других ведомств и организаций. Сегодня телеканал "Школьник ТВ" - это единственный в России, странах СНГ и Балтии общедоступный познавательно-просветительский и учебный телеканал, рассчитанный на широкую аудиторию учащихся, преподавателей средних школ, лицеев и гимназий, абитуриентов, поступающих в высшие и средние учебные заведения, а также зрителей различного возраста и социального положения, заинтересованных получить в сжатой форме на русском языке доступ к основам точных и гуманитарных знаний.
Преподаватели школ и гимназий могут разнообразить палитру уроков и домашних заданий с помощью отечественной художественной классики - художественных и документальных фильмов, спектаклей, так как они и тематические передачи перекликаются с изучаемыми темами по истории, литературе, математике и т.д. Специфика учебно-образовательного телеканала заключается в том, что он функционирует как своеобразная "телевизионная хрестоматия", которая используется в разнообразных учебных, воспитательных и образовательных целях. При этом канал не заменяет собой учителя, а доставляет непосредственно в школьное здание большой объем дополнительного материала, который может использоваться и во время уроков, и во внеурочное время. Канал также служит для педагогов источником методического материала и площадкой для обмена опытом обучения в средней школе.
В методическом плане учебно-образовательный канал выполняет несколько функций:
1. Образовательную - через размещение просветительных программ, которые могут использоваться в процессе дополнительного образования.
2. Собственно учебную - через размещение программ, строго соответствующих федеральным учебным планам среднего общего образования.
3. Воспитательную - путем создания и показа программ, ориентированных на формирование гражданского общества и гражданской ответственности.
4. Досуговую - через размещение в эфире гуманитарных телевизионных продуктов высокого качества;
5. Методическую - через размещение программ, ориентированных на педагогическое общество.

Заключение
Сети ЭВМ врываются в жизнь людей как в профессиональной деятельности, так и в быту - самым неожиданным и массовым образом. Знания о сетях и навыки работы в них становятся необходимыми множеству людей.
Сети ЭВМ породили существенно новые технологии обработки информации - сетевые технологии. В простейшем случае сетевые технологии позволяют совместно использовать ресурсы - накопители большой емкости, печатающие устройства, доступ в Internet, базы и банки данных, видео и аудио контенты. Наиболее современные и перспективные подходы к сетям связаны с использованием коллективного разделения труда при совместной работе с информацией - разработке различных документов и проектов, управлении учреждением или предприятием и т.д. Компьютерные сети и сетевые технологии обработки информации стали основой для построения современных информационных систем. Компьютер ныне следует рассматривать не как отдельное устройство обработки, а как "окно" в компьютерные сети, средство коммуникаций с сетевыми ресурсами и другими пользователями сетей.

Литература
1. Баданов Александр Геннадьевич "Единая информационная среда образовательного учреждения" / Информационно-аналитический центр, г. Волжск, http://ito.edu.ru/2007/MariyEl/I/I-0-3.html
2. Чебан Олег Олегович "Интернет - технологии в школе. Устанавливаем почтовый сервер" / http://vio.fio.ru/vio_30/cd_site/Articles/art_2_4.htm
3. Ксения Челищева "Школьное радио" / http://www.radioportal.ru/in/254.shtml


1 - Из материалов областной целевой подпрограммы "Развитие единой образовательной информационной среды на 2006 - 2010 годы".
2 - Планируется подключение 18000 школ в 2006г. и 34940 школ в 2007г.
3 - HOST - это любая единица компьютерной техники, которая подключена к компьютерной сети. HOSTом может быть сервер, компьютер и т.д. Чтобы обозначить имя HOST, используется его сетевое имя - это для локальной сети, или IP-адрес или доменное имя если мы говорим об Интернете (http://chtotakoe.info/articles/host_388.html).
4 - LAN (Local Area Network) - локальная вычислительная сеть, т.е. компьютерная сеть, покрывающая относительно небольшую территорию, такую как дом, офис, или небольшую группу зданий, например, близко расположенные школы.
5 - Instant Messages (мгновенные сообщения) - "интернет пейджер", система обмена короткими сообщениями и файлами.
6 - http://topserver.ru/.
7 - http://www.maximum.ru/.
8 - http://www.rusradio.ru/.
9 - http://www.rusnovosti.ru/.
10 - http://www.hitfm.ru/.
11 - http://www.dfm.ru/.
12 - http://www.avtoradio.ru/.
13 - VLC (Video Lan Client) - бесплатная программа (распространяется бесплатно на основе лицензии GNU General Public License), получить информацию о которой, а также скачать это программу, можно на сайте www.videolan.org.
14 - При мультикастовом (multicast) и бродкастовом (broadcast) потоках было замечено, что даже незначительные потери пакетов приводят к тому, что потоковое видео становится просто невозможно смотреть! Напротив, если использовать протокол TCP/IP, то создать помехи во время просмотра гораздо сложнее даже на "проблемных" локальных сетях (Wi-Fi и 10Мб/с).
15 - Структура программ телеканала "Школьник ТВ" (%):
Детские передачи - 3
Школьные уроки - 30
Художественные и мультипликационные фильмы - 15
Классические спектакли - 6
Воспитательные передачи для подростков и молодежи - 9
Просветительские программы - 4
Подвижные игры и конкурсы - 8
Познавательные сериалы - 7
Публицистические сериалы - 10
Интеллектуальные игры - 4
Передачи для родителей и педагогов - 3
Программы для поступающих в ВУЗы - 1
16 - http://edu.of.ru/tv/default.asp.

Новости
14.11.2007 Конференция!


17.10.2007Внимание конкурс!


01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


22.06.2007Итоги конкурса!


20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


16.04.2007


Визит А.А. Фурсенко

Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


28.03.2007Внимание конкурс!


24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


21.11.2006Итоги конкурса!


01.11.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Семинар


10.10.2006Внимание конкурс!


05.09.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Торжественное открытие клуба


01.07.2006Запуск сайта


15.06.2006Начало работы над сайтом



Вход для редакторов
Copyright © ТГТУ, 2006 г.
Сейчас на сайте посетителей - 2