Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 15 декабря 2018 г.
Время:     20 ч. 06 мин.

МАТЕРИАЛЫ
межрегиональной научно-практической конференции
"Информатизация системы образования Тамбовского региона"

Пунина Татьяна Геннадьевна
ГОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет"
Ведущий программист сектора развития интернет-технологий
дистанционного образования ТамбовЦНИТ

Некоторые аспекты создания, размещения и раскрутки
сайтов образовательных учреждений в сети Интернет

Создание веб-сайта - событие, повышающее имидж образовательного учреждения. Хороший сайт, вбирая в себя всю полезную информацию, является лучшей визитной карточкой и коммерческой фирмы, и образовательного учреждения, работая на них в любое время суток. Безусловно, это современно и престижно. Школа, имеющая свое представительство в сети, выгодно отличается от других школ. Это прекрасная возможность продемонстрировать всем свои достижения, разместить актуальную информацию для заинтересованных лиц (родителей, учителей, коллег из других учебных заведений). Это способ рассказать о своих успехах, поблагодарить спонсоров и т.д.
Для учителей сайт - это площадка для обмена опытом, завязывания контактов со своими коллегами из других городов и даже стран, участие в партнерских программах в рамках российских и зарубежных образовательных программ по обмену методическими материалами, готовыми уроками и педагогическим опытом.
На сайте можно размещать тексты статей, отчеты о проведенных мероприятиях (в том числе фото и видеоматериалы). Все это будет доступно миллионам пользователей Интернета.
Для родителей (реальных и потенциальных) сайт - это прежде всего информационный ресурс. Используя сайты школ и других образовательных учреждений, родители могут сравнивать их и делать выбор в пользу лучших для своего ребенка, следить за успехами своих детей, участвовать в жизни школы.
Результат работы по созданию сайта будет гораздо лучше, если к процессу будут привлечены заинтересованные учителя и ученики, то есть будет создана творческая группа. Причем процесс создания сайта, как правило, более интересен, чем последующая рутинная работа по поддержке и наполнению сайта. Тут важна правильная организация работы и разграничение обязанностей в творческой группе по разделам сайта.
Школы, колледжи, техникумы, отделы образования и прочие образовательные учреждения сегодня стремятся к созданию своих сайтов, но каждый разработчик сталкивается с проблемой создания грамотной функциональной структуры сайта и полноценного его наполнения.
Прежде всего, будущим авторам сайта необходимо познакомиться с некоторыми особенностями и классификацией образовательных сайтов для того, чтобы посмотреть, как решаются задачи получения и обмена информацией в образовательном пространстве и определиться, в какой нише будет находиться собственный сайт. На основании рассмотренных примеров может быть разработана структура и состав своего будущего сайта.
К примеру, разделы сайта образовательного учреждения, конкретнее сайта обычной средней школы, могут быть следующими.
  • Главная страница (новости, анонсы мероприятий, постановления, решения педсовета).
    Новости (сайта и школы) часто представлены отдельной страницей или совмещены с другим разделом. Размещать раздел новостей стоит только в том случае, если в нем действительно есть необходимость и уверенность в его будущих обновлениях. При этом устаревшая информация не всегда бесполезна, просто располагаться она должна под другой вывеской, например, "архив".
  • О школе (история, сертификаты качества, шефы, партнеры, известные выпускники).
    В некоторых учебных заведения работают школьные музеи, материалы об этом часто размещают в отдельном разделе.
  • Устав, правила внутреннего распорядка.
  • Обучение (образовательная модель, специализированные классы, программы обучения).
  • Предметы (методики преподавания, методические материалы по предмету).
  • Экзамены, ЕГЭ.
  • Учителя (информация, сертификаты, аттестация).
    Сайт может предоставлять возможность учителям разместить свои материалы (вплоть до отдельного раздела по предмету или кафедре);
  • Выпускники (куда поступили после школы, фото, медалисты).
  • Ученики (классы).
    В этом разделе, кроме списка учеников и сведений о них, можно предусмотреть место, где ученики могут представить свои творческие работы (в том числе, юмористические). Такие работы могут быть представлены как личные странички учеников или даже классов. Страницы классов школ (может быть, не все, а некоторые) могут быть закрыты паролем для ограниченного просмотра. На страницах конкретного класса могут быть подразделы:
    1. Классный руководитель;
    2. Фотоальбом класса;
    3. Расписание занятий;
    4. Текущая успеваемость;
  • Контакты (почтовый адрес, схема проезда, телефоны, Е-mail или форма отправки сообщения (что предпочтительнее) для администрации или группы поддержки сайта).
  • Фотогалерея (фотоотчеты со школьных мероприятий).
  • Расписание (классы, звонки, смены).
  • Успехи (достижения учеников и преподавателей, дипломы, сертификаты).
  • Мероприятия (регулярно проводимые общешкольные мероприятия, праздники, игры).
  • Информация для родителей (наборы в классы, рекомендации, советы психолога).
    В этом разделе не стоит забывать про справочную информацию, интересующую родителей при поступлении в школу;
  • Партнеры
    Страничка посвящена партнерам: ВУЗам, с которыми сотрудничает школа, предприятиям, где могут подрабатывать дети или пойти работать после окончания и т.п.
  • Спонсоры.
    Не секрет, что некоторые школы пользуются поддержкой спонсоров. Организация-спонсор должна "прозвучать" на школьном сайте.
  • Форум, гостевая книга.
    Что касается гостевых книг, то следует учитывать, что только активно обновляемый "живой" сайт пользуется авторитетом и поддержкой учеников. Если не обеспечено развитие сайта, бессмысленно заводить гостевые книги и прочие интерактивные формы общения. Результат будет отрицательным, т.е. в гостевой книге будет накапливаться различные критические замечания, вовсе не придающие значимости Интернет-ресурсу.

    Форум сайта может использоваться как элемент дистанционной поддержки обучения (например, виртуальный консультационный пункт). В таком случае, он должен обязательно обслуживаться ответственными за него (модераторами). Очень важно, чтобы модераторы следили за соблюдением правил, консультировали, удаляли некорректные сообщения, вносили интересные темы для обсуждений и пр.

  • Интересные ссылки.
    Содержание этого раздела должен быть хорошо продумано. Именно внешние ссылки "склеивают" страницы Интернета друг с другом. Некоторые поисковые системы не индексируют ресурс в случае отсутствия таковых. При этом текст, предшествующий ссылке, должен давать чёткое представление о её назначении.
На основе анализа современных образовательных (и не только) сайтов можно обобщить, что отдельные страницы сайта имеют некоторую типичную структуру. Наиболее распространенным вариантом оформления страницы является наличие на веб-странице двух колонок - одна из них содержит навигационное меню, а во второй, более широкой, размещается основная информация страницы (контент). Впрочем, хоть такая схема и представляет собой устоявшуюся традицию, это не значит, что следует придерживаться обязательно ее. Обычно первую колонку делают фиксированной ширины, а вторую растягивают на всю оставшуюся ширину окна. Использование всей ширины окна позволяет более эффективно применять площади веб-страницы. Так что можно сделать три, и даже четыре колонки. Это зависит исключительно от имеющегося объема контента. Следует учитывать и обратный эффект - чем больше информации, тем больше рассеивается внимание посетителя, и ему сложнее становится ориентироваться на сайте.
На рисунке 1 приведены типичные схемы размещения колонок. Красным цветом выделен заголовок страницы, слева от заголовка очень часто размещают логотип, светло-серым - область для навигации, рекламы, небольших текстовых вставок и т.д., а белым цветом - место для основного контента. Нижняя часть страницы, как правило, отводится для контактной информации, баннеров, кнопочек и других не самых существенных элементов.
Рисунок 1
Рисунок 1 - Типичные схемы размещения колонок на странице сайта,
а) - в две колонки, б) - в три колонки
Разработка сайта включает в себя целый комплекс процессов, от которых зависит эффективный конечный результат. Примерные этапы создания сайта:
  1. Формирование целей и задач сайта.
    На этом этапе продумывается функциональность сайта, соответствие потенциальной аудитории посетителей, реализация схемы обновления (пополнения) материалов сайта, ответственность за наполнение каждого раздела, способы продвижения сайта для формирования его посещаемости целевой аудиторией, имя и место размещения сайта в сети Интернет.
  2. Анализ ситуации в Интернет
    Этот этап включает в себя анализ существующих образовательных сайтов и их сервисов, способов и схем поиска подобных сайтов или сервиса целевой аудиторией (поисковые системы, каталоги, тематические сайты и др.), необходимых программных разработок, их производительности и эффективности, анализ существующих доменных имён. Смысл этого этапа в том, чтобы не повторить ошибок и слабых сторон существующих образовательных сайтов. Возможно, что сайты, аналогичные разрабатываемому, уже есть в Сети. На что сделать акцент в своем сайте? Чему уделить наибольшее внимание? Эти вопросы решаются на данном этапе.
  3. Проектирование структуры сайта
    Именно на этом этапе закладываются основные принципы работы сайта, его структура, формируется общее представление о дальнейшей работе над проектом. Также на этом этапе необходимо придумать названия разделов сайта, заголовки страниц, определить переходы между ними, то есть продумать логическую структуру размещения информации. Здесь же надо включить, если необходимо, способы общения с пользователями в рамках сайта - комментарии к статьям, форум, чат, гостевую книгу. В результате третьего этапа должна быть сформирована ясная и логическая структура размещения информации на сайте - ничто так не утомляет при поиске нужной информации, как плохо структурированные сайты.
  4. Сбор материалов и разработка учебных курсов
    Здесь необходимо грамотно подобрать материал, отвечающий требованиям достоверности, информативности, доступности, понятности. Материал должен быть структурирован соответствующим образом с учетом дидактических принципов построения. При сборе материала также необходимо руководствоваться некоторыми принципами педагогического дизайна. Этот этап также включает работы по эффективной организации учебного процесса, подготовку дополнительных материалов (указаний, инструкций, подсказок и т.д.).
  5. Разработка дизайна, функциональности страниц и программных решений образовательного сайта.
    Прежде всего, в графическом редакторе осуществляется разработка внешнего вида сайта (главной страницы и ключевых страниц), создание индивидуальной графики, выбор цветового и шрифтового решения. Результатами этих работ должны быть файлы эскизов страниц или макет сайта.

    Далее электронные эскизы страниц сайта или макет сайта переводятся в html-формат (верстка). На этом же этапе производится оптимизация графики для веб-страниц.

  6. Разработка программ управления сайтом
    Этот этап выполним только для разработчиков сайта, владеющих определенными навыками программирования, например учителей-информатиков. Подобные разработки просто необходимы современному сайту. Разработка программ (скриптов) управления проводится с учётом оценки целевой аудитории и процессов поддержки и наполнения сайта. Лучше, когда подобные решения оптимизированы под минимальные навыки пользователей.
  7. Реализация и размещение сайта
    На этапе реализации обычно производят наполнение сайта материалами на основе файлов, созданных в процессе верстки, и с учетом программ управления сайтом, если таковые имеются. Тут же производится оптимизация текстов. Материал разбивается по файлам и папкам в соответствии со структурой сайта. Организуются ссылки между файлами сайта. На этапе реализации сайта обязательно производят просмотр в разных веб-браузерах и при разных разрешениях экрана. При необходимости устраняют ошибки.

    Также в данный этап входят: размещение сайта на Интернет-сервере, запуск и отладка необходимых программных решений, установка и запуск программ управления сайтом. Процесс размещения сайта также называют иногда публикацией сайта.

  8. Тестирование
  9. Продвижение или раскрутка сайта
    Раскрутка веб-сайта включает в себя не только регистрацию сайта во всех возможных поисковых системах мира, но и такие средства, как размещение информации в средствах массовой информации (URL - в газетах), а также упоминание о сайте на визитках, рекламках, в газетных и журнальных статьях и т.д. Кроме этого, на веб-сайте обязательно должна быть возможность посылки электронного письма (E-mail) для связи с администраторами (создателями) сайта и другая контактная информация (почтовый адрес, номера телефонов), ведь речь идет о раскрутке сайта образовательного учреждения.

    Объём работ, связанных с этим этапом, может быть различным - от простой регистрации в поисковых системах, до целого комплекса мер, рассчитанного на длительное время. Ни в коем случае не нужно полностью отказываться от этого этапа разработки сайта. Как минимум, необходимо провести качественную регистрацию сайта в поисковых системах и каталогах, используемых целевой аудиторией (например, русскоязычных).

  10. Поддержка
    Содержимое веб-сайта может подвергаться неоднократным изменениям. Важно, чтобы предоставляемая на веб-сайте информация всегда была актуальной, поэтому надо как можно чаще обновлять информацию на своем веб-сайте, по возможности расширять материал, улучшать дизайн. Обязательное правило для функционирования веб-сайта гласит, что обновления на сайте должны появляться не реже одного раза в месяц. В противном случае постоянных посетителей на сайте просто не будет, и сайт может потерять не только потенциальных, но и уже состоявшихся посетителей.
После краткого описания этапов создания сайта стоит отметить, что этапы разработки образовательного сайта необходимо комбинировать с этапами педагогического дизайна и с этапами эргономического проектирования.
В 2007 году в Тамбовском педагогическом Интернет-клубе было разработано и опубликовано учебно-методическое пособие "Проектирование и размещение в сети Интернет административных сайтов образовательных учреждений". Данное пособие предназначено для всех, поставивших для себя задачу - сделать сайт образовательного учреждения и содержит мультимедийные, текстовые и графические материалы, иллюстрирующие теоретические сведения и реальные практические приемы. Упражнения и примерный макет сайта образовательного учреждения может оказать существенную помощь в процессе создания сайта.
Новости
14.11.2007 Конференция!


17.10.2007Внимание конкурс!


01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


22.06.2007Итоги конкурса!


20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


16.04.2007


Визит А.А. Фурсенко

Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


28.03.2007Внимание конкурс!


24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


21.11.2006Итоги конкурса!


01.11.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Семинар


10.10.2006Внимание конкурс!


05.09.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Торжественное открытие клуба


01.07.2006Запуск сайта


15.06.2006Начало работы над сайтом



Вход для редакторов
Copyright © ТГТУ, 2006 г.
Сейчас на сайте посетителей - 5