Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 15 декабря 2018 г.
Время:     19 ч. 29 мин.

МАТЕРИАЛЫ
межрегиональной научно-практической конференции
"Информатизация системы образования Тамбовского региона"

Токарева Зинаида Васильевна
МОУ СОШ N8 г.Уварово Тамбовская область
Учитель физики и информатики

Метод проектов в преподавании физики (с использованием ИТ)

Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Метод проектов способствует возникновению и развитию активного взаимодействия между педагогом, его учениками и средствами информационных технологий. Это требует от исследователя:
- знания теоретических и методических основ проведения исследования и метода проектов;
- умения самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, во всем многообразии программных средств;
- навыков работы с различными программными продуктами необходимыми для организации и проведения исследования.
Как же осуществляется работа над проектами?
- Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.
- Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.
- Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников.
- Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.
- Подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.
- Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.

В качестве примера приведу пример проекта - "Искусственная радуга".
Основополагающий вопрос:
"Природа - храм или мастерская?"
Вопросы учебной темы:
Законы отражения и преломления света.
Дисперсия света.
Учебные предметы:
Физика, информатика.
Участники: учащиеся 11 классов.
Информационные ресурсы:
Интернет, энциклопедические словари, учебники.

Дидактические цели проекта:
- Формирование познавательной активности учащихся, расширение кругозора и опыта видения физических законов за привычными явлениями.
- Формирование критического мышления и навыков работы в команде.
- Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков работы с большим объёмом информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения.

Методические цели:
- Изучение законов физики в их конкретном проявлении в природе - радуги.
- Освоение использования компьютерного и программного обеспечения для информационного поиска и оформления результатов своей деятельности.

Аннотация проекта:
Наверное, нет человека, который не любовался бы радугой. Радуга - это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя. Радугу творят водяные капли: в небе - дождинки, на поливаемом асфальте - капельки, брызги от водяной струи. Однако не все знают, как именно преломление света на капельках дождя приводит к возникновению на небосводе гигантской многоцветной дуги.
Одно дело - теория радуги или случайные наблюдения в природе и совсем другое - его экспериментальное исследование. Но для этого нужно получить искусственную радугу. В работе рассмотрены вопросы геометрии (форма и расположение разноцветных дуг) и физики (законы, определяющие форму и цвета радуги). Описан способ получения искусственной радуги.

Темы самостоятельных исследований:
- Образование радуги. Условия её наблюдения в природе.
- Теория радуги.
- Способы экспериментального получения радуги.
- Экспериментальное исследование радуги.
- Сравнение двух способов описания природного явления - научного и художественного.

Результаты представления исследований и наблюдений:
- Презентация
- Web-сайт
- Буклет
- Дидактические материалы

Основополагающий вопрос: Природа - храм или мастерская?
Проблемные вопросы:
- Как образуется радуга? Когда и как её можно увидеть?
- Какова теория этого явления?
- Можно ли экспериментально исследовать радугу? Как получить искусственную радугу?
- Правы ли английские поэты XVII века, упрекавшие Ньютона в том, что, объяснив возникновение радуги, он тем самым посягнул на её красоту?

Учащиеся знакомятся с теорией радуги.
Затем начинается очень интересная экспериментальная работа, цель которой - получение искусственной радуги. Основная идея опыта заключается в следующем: если прозрачную жидкость распылить на несмачивающуюся ею поверхность, то под действием сил поверхностного натяжения капельки превращаются в прозрачные шарики. А это как раз то, что нужно для создания радуги.
Металлическую пластинку следует вымыть с мылом и высушить. Так как копоть не смачивается водой и глицерином, то, перемещая пластину над пламенем свечи, нужно равномерно нанести на её поверхность слой копоти. Но если влажность воздуха велика, копоть может отслоиться от пластинки или как бы "промокнуть". Чтобы исключить это нежелательное явление, пластинку нужно предварительно покрыть тонким слоем клея "Момент", нитролака или нитрокраски, и после высыхания этого слоя нанести копоть.
Глицерин в опытах с радугой предпочтительней воды, так как он испаряется значительно медленнее. Даже в жаркую погоду "глицериновую радугу" мы сможем наблюдать несколько суток.
Для нанесения капель жидкости на уже закопченную поверхность жести необходим распылитель. Обычный пульверизатор для этого не годится. Дело в том, что он выдает капли, размеры которых колеблются в довольно широких пределах, а на таких каплях радуга получится размазанной, не контрастной. Хорошая радуга получается на примерно одинаковых каплях диаметром от 0,3 до 1 мм.
Одна из возможных конструкций генератора капель описана в журнале "Квант" №6 за 1988 год.
Это конструкция показана на рис. Микроэлектродвигатель (1) жестяной обжимкой (2) и двумя болтами закрепляется на основании (3). На вал двигателя насажен кусок ластика (4), сквозь который пропущена стальная проволока (5). Концы проволоки при вращении вала попеременно погружаются в жидкость, налитую в неглубокую баночку (6), и, покидая ее, разбрызгивают капли. Диаметр капель определяется диаметром проволоки, глубиной погружения в жидкость и скоростью ее вращения. Чтобы можно было изменять эту скорость, микроэлектродвигатель подключается к батарейке через реостат. Капли, срывающиеся с концов вращающейся проволоки, летят не только в направлении показанном на рисунке, но и в другие стороны, поэтому генератор капель следует оградить П-образным защитным экраном из картона.
Положив перед открытой частью лист черной бумаги нужно отрегулировать скорость вращения проволоки (она должна составлять не более нескольких оборотов в секунду) и определить место преимущественного падения капель. Затем вводится металлическая пластина и, перемещая ее, добиваюсь по возможности равномерного покрытия пластинки каплями. Плотность капельного слоя должны быть настолько большой, чтобы в рассеянном отраженном свете поверхность пластинки казалось состоящей сплошь из блестящих капель.
Для наблюдения радуги достаточно пластинку с каплями подставить под прямые лучи света и подобрать необходимый угол между этими лучами и направлением наблюдения (рис.: радуга схематически показана линией). Как следует из теории радуги, этот угол для воды должен быть равен = 42 градуса, а для глицерина = 27 градусов. Если все сделано достаточно точно, то можно увидеть прекрасную яркую радугу и, иногда, рядом с ней - вторую, значительно более слабую.
В природе радуга обычно представляет часть окружности. Но в нашем опыте мы наблюдаем полную радугу (полную окружность).
Для этого на расстоянии 5-8 см от пластинки с каплями закрепляется лампочка от карманного фонаря. При наблюдении сверху можно заметить слабо освещенный круг с разноцветной границей, которая и является радугой. Экспериментально можно показать, что чем меньше диаметр капель, тем слабее красный цвет радуги, заметнее фиолетовый и в целом радуга становится более бледной.
Можно найти длины световых волн при помощи искусственной радуги.

Выводы: Радуга - природное явление, изучение которого требует больших усилий и является очень интересным. Изучению радуги способствует получение её в лабораторных условиях. Получение радуги экспериментальным методом (искусственная радуга) позволяет провести исследование этой радуги.
Теперь, когда мы познакомились с физикой образования радуги, это удивительное явление природы нам кажется ещё более прекрасным.
Выполнив эту работу, учащиеся убедились, как много удивительного, поучительного, полезного для практики может заключаться, казалось бы, в хорошо знакомом явлении - преломлении света. Именно оно позволяет объяснить такие "загадки" природы, как миражи, радуги, гало, ложные солнца и другие. При этом они узнали, как благодаря Ньютону были разрушены вековые представления о происхождении цветов.
Учащиеся познакомились со многими новыми для них законами, явлениями в природе, экспериментальной методикой, с новыми понятиями, которые расширяют область знаний.
Новости
14.11.2007 Конференция!


17.10.2007Внимание конкурс!


01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


22.06.2007Итоги конкурса!


20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


16.04.2007


Визит А.А. Фурсенко

Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


28.03.2007Внимание конкурс!


24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


21.11.2006Итоги конкурса!


01.11.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Семинар


10.10.2006Внимание конкурс!


05.09.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Торжественное открытие клуба


01.07.2006Запуск сайта


15.06.2006Начало работы над сайтом



Вход для редакторов
Copyright © ТГТУ, 2006 г.
Сейчас на сайте посетителей - 2