Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 15 декабря 2018 г.
Время:     19 ч. 29 мин.

МАТЕРИАЛЫ
межрегиональной научно-практической конференции
"Информатизация системы образования Тамбовского региона"

Старовойтова Ирина Юрьевна
г.Тамбов, МОУ лицей N6
Учитель английского языка

Создание индивидуальной образовательной траектории школьника
на основе новых информационных технологий

Изучая метод проектов, все чаще используемый в преподавании английского языка в современной средней школе, становится очевидным, что наибольший интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Именно они позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу - создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике.
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. А для этого необходимо создание индивидуальной образовательной траектории, что практически невыполнимо в рамках классно-урочного преподавания предметов в средней школе без использования новых информационных технологий в системе.
Первоначально телекоммуникационные технологии использовались в сфере образования лишь как удобный и оперативный вид связи, и вся работа учащихся в сети заключалась в обмене письмами. Так, для этого в МОУ лицее №6 г. Тамбова совместно с коллегами из PCM Middle School, Айова, США был создан "Российско-Американский Клуб Школьников". Но как показала практика, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная деятельность учащихся в телекоммуникационной сети дает значительно более высокий педагогический эффект. Поэтому логичным явилось дальнейшее развитие идеи использования метода проектов, а именно использование международных телекоммуникационных проектов.
В течение телекоммуникационного проекта постоянно возникают педагогические проблемы, которые приходится решать преподавателю, проводящему этот проект. Преподаватель должен быть готов к самостоятельной разработке методов управления поисковой и исследовательской работы учащихся. Он должен владеть методом "мозговой атаки", проведения "круглого стола", статистическими методами. Должна активно проводиться совместная работа преподавателей, ведущих различные предметы.
Телекоммуникационные проекты стимулируют познавательную деятельность учащихся и актуализируют их контакты. Проектный метод на основе асинхронной текстовой коммуникации, т.е. использующий возможности Интернета и электронной почты, сочетает активные методы обучения с интерактивной обучающей средой и компьютерно-опосредованной коммуникацией и позволяет продвинуться в направлении решения таких проблем как:
- мотивация использования полученных знаний на практике;
- обучение иностранному языку вне языкового окружения;
- информационная и компьютерная грамотность;
- адекватная межкультурная коммуникация.
В языковом развитии учащихся можно выделить следующие обучающие аспекты:
- текстологический - оформление и составление текста, использование различных стилей речи;
- терминологический - расширение словарного запаса, использование новых идиом, сокращений, символов;
- коммуникативный - общение с зарубежными сверстниками, сетевой этикет.
Поскольку телекоммуникационный проект является компонентом системы образования и призван решать учебно-воспитательные задачи, определяемые стандартами содержания, программой и учебным планом, становится очевидным, что работа над проектом должна быть включена в конкретный образовательный контекст. В этом многие преподаватели и видят главную трудность: объем подготовительной работы велик, готовых разработок проектов мало, методических разработок по включению таких проектов в учебную деятельность не найти.
Однако уже сделаны попытки решить эту проблему. Так издательство "Титул", г. Обнинск, выпустило новую версию учебника "New Millennium English по английскому языку для 5 класса общеобразовательной школы" (авторы Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.Г.Карпова, Т.Р.Колоскова, Н.Б.Пономарева, Л.Н.Струкова) с электронным компонентом.
Новизна данного ИУМК заключается в использовании современных информационных и коммуникационных компьютерных технологий и построении учебной деятельности в соответствии с индивидуальной траекторией обучения учащихся с учетом различного уровня их подготовки и учебных стилей.
Согласно концепции авторов, использование ИКТ создает благоприятные условия для:
- совершенствования организации обучения в соответствии с принципом ориентированности на учащегося и развития ученической автономии;
- дополнительных возможностей для развития речевых навыков, языковой и коммуникативной компетенции учащихся на основе дифференцированного подхода;
- валидной системы контроля/оценивания и самоконтроля учащихся;
- проведения автоматизированного тестирования;
- осуществления мониторинга/сбора данных об уровне обученности учащихся, их учебных достижениях и продвижении в процессе обучения;
- для облегчения и оптимизации учительского труда: гибкого планирования учебной деятельности в соответствии с потребностями учителя и индивидуальными особенностями учащихся;
- обеспечения дополнительными информационными ресурсами (текстовых материалов, справочных источников и др.), в том числе посредством веб-сайта поддержки ИУМК.
На наш взгляд, будущее за такими ИУМК, тем более что все больше школ в стране, благодаря национальному проекту "Образование", имеют технические возможности по внедрению новых технологий, но испытывают катастрофическую нехватку качественного программного и методического обеспечения по всем предметам.
При пилотировании данного ИУМК мы смогли убедиться в его высокой эффективности.
Рассмотрим один из уроков: Unit 9 "Summer plans" ("Скоро каникулы").
Целью первого урока (Lesson 1) является активизация ранее изученного лексико-грамматического материала, презентация и отработка нового лексического материала по теме "What's the weather like?" Для его проведения требуется обычный класс, оборудованный компьютером для учителя и цифровым проектором или телевизором, подключенным к компьютеру. На экране задание "Look at the pictures, read and match the words and the pictures" и 11 картинок с изображением определённой погоды.
Учитель просит учеников называть знакомые слова, при этом он наводит мышь на соответствующую картинку, после чего картинка увеличивается на весь экран. При этом картинка не статична, а учащиеся видят, как идет дождь или дует ветер. По щелчку мыши картинка переворачивается и на ее месте появляется символ погоды, такой же, как в учебнике, и соответствующее английское слово. Слова озвучиваются.
На следующем этапе урока диктор на экране телевизора рассказывает о погоде в России, расставляя символы погоды и цифры температуры на карте. При необходимости учитель может остановить презентацию и попросить учащихся повторить слова диктора. Учитель также может задавать вопросы What's the weather like in St Petersburg? Is it warm? Is it hot? и т. п.
Для развития навыков аудирования разработано следующее задание. Инструкция на экране: Listen and find where Jane is on the map. В центре экрана карта России с информацией об осадках и температуре. Звучит анимированный диалог между девочкой-англичанкой по имени Джейн (персонаж учебника) и ее мамой. Название города, в котором находится Джейн, заглушается звуком проходящего автомобиля. Учащиеся слушают диалог, сопоставляют информацию о температуре и осадках с информацией на карте и находят на карте город, в котором Джейн находится в данный момент. Они должны назвать город, при этом учитель наводит курсор на соответствующий город и щёлкает мышью. Если ученики дают правильный ответ (Санкт Петербург), вместо телефонной будки, в которой находится Джейн, открывается картинка с видом Петербурга. Это задание все 16 учащихся, участвовавших в пилотировании, отметили как одно из наиболее понравившихся.
Целью третьего урока (Lesson 3) является презентация грамматической структуры to be going to.
Дается задание: Listen and say what the children are talking about:
a) their plans for tomorrow
b) what they did yesterday
c) what they usually do
На экране герои учебника Дима, Джейн, Айгуль и Макс. Они отдыхают в международном детском лагере. Лето. Дети разговаривают о предстоящих планах на воскресенье. Учащиеся предлагают варианты ответа устно.
Место проведения седьмого урока (Lesson 7) - компьютерный класс, где ученики работают каждый за своим компьютером самостоятельно. В данном уроке приводятся задания на проверку сформированности навыков: Language in use, Listening и Reading по 3 уровня в каждом. (В пилотных материалах были доступны Language in use, Listening и Reading только 1 уровня.)
На наш взгляд, это достойная альтернатива традиционному тесту в конце работы над темой. Дети воспринимают данный вид работы очень позитивно, у них отсутствует обычный страх перед контролем. Более того, наблюдается чрезвычайно высокая мотивация учащихся для достижения максимального результата, что вызвано игровым характером задания. При этом учитель имеет возможность осуществлять все виды контроля. На компьютере учителя имеется файл правильных ответов для сравнения полученных результатов. В результате сравнения эталонного файла с полученными ответами формируются данные для автоматизированной оценки правильности результата и заполнения портфолио ученика. Все это значительно облегчает труд учителя, высвобождает его время, которое можно использовать для решения других задач.
Но настоящим хитом нашей работы стал заключительный, творческий этап - проект в виде слайд-шоу. (Lesson 8) Местом проведения этого урока должен быть компьютерный класс. Ученики работают каждый за своим компьютером самостоятельно. Но если это организовать по какой-то причине невозможно, задание также может быть выполнено на домашнем компьютере ученика.
В данном уроке учащиеся могут заполнить проект (презентацию страны), пользуясь данными им материалами (factfile) и шаблоном презентации (template). Последовательность работы такая:
1. Сначала учащиеся выбирают страну. Надо заметить, что авторы УМК выбрали те страны, в которых многие учащиеся уже побывали или собираются съездить, т.е. наиболее популярные у российских туристов (Египет, Турция, Испания, Индия). Это актуализирует учебную деятельность школьников, дает им возможность применить свой собственный жизненный опыт, что очень понравилось группе, участвовавшей в пилотировании ИУМК.
2. Затем учащиеся выбирают категорию (Weather and climate, Places to visit, The most popular activities), затем снова выбирают страну. От выбранной категории зависит предлагаемый шаблон презентации.
3. Внизу страницы находятся "корзины", с помощью которых производится перемещение текста и картинок между facfile и template.
4. Когда проектная работа готова, она распечатывается на принтере.
Далее можно действовать как обычно - устроить презентацию проектов, вывесить их, поместить в портфолио или собрать в портфолио класса. Однако жаль, что презентации не удается сохранить в электронном виде, возможно, эта техническая недоработка будет устранена в окончательной версии. На наш взгляд, необходимо также дополнить проектную работу по каждой теме критериями ее оценивания. Это необходимо не только учителю, но и самим учащимся, для того, чтобы они знали, как будут рассматриваться результаты их творческой деятельности.
Таким образом, в процессе обучения английскому языку по данному ИУМК действительно успешно осуществляется:
- обеспечение интерактивности обучения,
- возможность создания естественной языковой среды и использования более эффективных средств для развития речевых навыков учащихся,
- вариативность объема учебного материала и уровней его подачи,
- возможность поддержания интереса и мотивации учащихся,
- возможность работы в большом, разноуровневом классе.
ИУМК получился действительно интересным и необычным для учащихся. Практически все школьники, участвовавшие в пилотировании, отмечали, что использование электронной части учебника, мультимедийного оборудования делает уроки по-настоящему увлекательными.
Не стоит забывать, что современные учащиеся, нравится нам это или нет, проводят много времени за компьютером. Раз это так, может быть будет целесообразным дать им возможность обучаться английскому языку во внеурочное время, играя? Тогда электронные компоненты учебников не только и не столько бы дублировали или заменяли бумажные версии, сколько дополняли и развивали их.
Наличие большего выбора самых разных заданий в электронных учебниках значительно способствовало бы возможности поддержания интереса и мотивации учащихся и организации дифференцированного обучения с учетом индивидуальных типов мышления и учебных стилей учащихся.

Литература.
1. М.М. Поташник "Требования к современному уроку". Методическое пособие. Центр педагогического образования. М, 2007.
2. Н.Н. Деревянко, С.В. Жаворонкова, Л.Г. Карпова, Т.Р. Колоскова, Н.Б. Пономарева, Л.Н.Струкова ИУМК "New Millennium English учебник по английскому языку для 5 класса общеобразовательной школы", новая версия, Титул, 2007.
3. Н.Б. Донецкая, О.О. Кобзева, И.Ю. Старовойтова: статья "Новый переходный учебник "Millie" - "New Millennium English" для 5 класса", журнал "Английский язык в школе", №3(19), 2007, изд. Титул.
4. И.Ю. Старовойтова и др. Методическое пособие "Уроки по курсу "Cambridge English for Schools in Russia". 5-6 классы. М.: Дрофа, 2006. Серия "Современный урок".
5. И.Ю. Старовойтова и др. Методическое пособие "Уроки по курсу "Cambridge English for Schools in Russia". 7-8 классы. М.: Дрофа, 2007. Серия "Современный урок".
6. Irina Y. Starovoytova Teaching Tolerance magazine Number 32, Fall 2007: Chicken Soup: A Russian Tale of Giving.
7. И.Ю. Старовойтова "Метод проектов и компьютерно-опосредованная коммуникация в обучении английскому языку в средней школе". (Современные системы и технологии обучения в условиях модернизации образования. Часть 2. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007. - 120с. / Сборник материалов областной научно-практической конференции. С.77-80)
8. И.Ю. Старовойтова "Межпредметная связь при обучении английскому языку в средней школе". (Интегративная направленность в преподавании дисциплин гуманитарного цикла в условиях профильного обучения: Материалы областной научно-практической конференции. - Тамбов: ТОИПКРО, 2007. - 146 с. С.88-90)
9. "Августовский педсовет": http://pedsovet.org/pedsovet2007.html И.Ю. Старовойтова "Учебное сотрудничество в рамках проблемно-проектной деятельности на уроках английского языка", 2007.
10. Педагогический Интернет Клуб (Сетевое сообщество работников образования Тамбовской области при ТГТУ): Каталог электронных учебно-методических материалов / Методические разработки по предметам / Иностранные языки / Английский язык:
- Проектная работа как один из элементов формирования ключевых компетенций. Автор: Старовойтова Ирина Юрьевна. 2006 г.
- Российско-Американский клуб школьников. Автор: Старовойтова Ирина Юрьевна. 2002 г.
Новости
14.11.2007 Конференция!


17.10.2007Внимание конкурс!


01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


22.06.2007Итоги конкурса!


20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


16.04.2007


Визит А.А. Фурсенко

Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


28.03.2007Внимание конкурс!


24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


21.11.2006Итоги конкурса!


01.11.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Семинар


10.10.2006Внимание конкурс!


05.09.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Торжественное открытие клуба


01.07.2006Запуск сайта


15.06.2006Начало работы над сайтом



Вход для редакторов
Copyright © ТГТУ, 2006 г.
Сейчас на сайте посетителей - 2