Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 15 декабря 2018 г.
Время:     19 ч. 31 мин.

МАТЕРИАЛЫ
межрегиональной научно-практической конференции
"Информатизация системы образования Тамбовского региона"

Самородова Марина Владимировна
г. Тамбов, ГОУ НПО ПЛ N17
Преподаватель

Методика использования ИКТ в условиях
непрерывного многоуровневого образования
на примере производственного обучения

Ключевые слова: непрерывное многоуровневое образование; производственное обучение; высшее, среднее, начальное профессиональное образование; информационно-коммуникационные технологии; дистанционное обучение; электронно-учебное дидактическое пособие.
Сокращения:
ГОУ НПО ПЛ №17 -Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей №17
ТГТУ - Тамбовский Государственный Технический университет
ВПО - Высшее профессиональное образование
ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии
ЭУС - Электронно-учебное средство
ЭУП - Электронно-учебное пособие
ЭУДС - Электронно-учебное дидактическое средство
ДО - Дистанционное обучение
IE - Обозреватель Internet Explorer
OSI - Open Systems Interconnection
HTML - Hypertext Markup Language
С 2000 года в лицее проводится экспериментальная работа по реализации непрерывного многоуровневого образования с использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе. В соответствии с направлениями инновационной деятельности в лицее активно ведется работа по разработке электронных учебных средств.
Разработанные и апробированные преподавателями лицея электронные дидактические средства обучения не раз были представлены для участия во Всероссийских конкурсах, образовательных форумах, конференциях и отмечены дипломами и призами.
Применение ЭУС позволяет преподавателям разнообразить формы и методы проведения уроков. Наряду с традиционными, чаще стали проводится уроки-исследования, уроки с использованием игровых моментов, бинарные уроки и т.д.
Методика проведения уроков с применением ЭУС стала разнообразной. Отдельные уроки посвящены самостоятельному изучению обучающимися нового материала и составлению по итогам изученного собственной структуры главы. Происходит приобщение обучающихся к исследовательской работе, что помогает им адаптироваться к новой форме получения образования - дистанционной.
Эффективное использование ДО в образовательном процессе повышается при внедрении ИКТ. Дистанционная форма обучения позволяет шире и глубже, использовать образовательный потенциал учебного предмета, стимулировать познавательную активность обучающихся, обеспечивать максимальный самоконтроль при оперативной обратной связи с преподавателем, появляется возможность организации групповых форм работы в виде совместных проектов.
При традиционном изучении темы "Программное обеспечение Интернет" по предмету "Сведения о сетях и технологиях" на I ступени обучения возникала трудность в закреплении полученных теоретических знаний. Для выполнения практических заданий с выходом в информационную сеть Интернет, было необходимо проводить дополнительное занятие с объяснением использования программ - браузеров для работы в Интернет. Диаграмма (Рис. 1) результатов выполненных практических работ без использования ЭУП, показывает уровень усвоения учебного материала. Средний балл составил 3,1 за 2001-2002 и 3,2 за 2003-2004 года, обучающиеся с трудом усваивали новую тему и отрабатывали на практике полученные знания.

Рис.1 Диаграмма результатов выполнения практической работы
за период с 2001 г. по 2004 г. без использования ЭУП
В целях отработки полученных теоретических знаний на практике и получения дополнительных знаний по теме возникла необходимость создания ЭУП по предмету "Сведения о сетях и технологиях" (Рис.2).

Рис.2 Главная страница ЭУП
В результате внедрения в 2005 году ЭУС в образовательный процесс повысилось качество усвоения материала и уровень знаний по предмету.
Диаграмма (Рис.3) показывает, что средний балл в 2005 году составил 4,5, а в 2006 году - 4,7 балла. Практические работы, содержащиеся в ЭУП, выполняются из окна учебного пособия в соответствии с инструкциями по выполнению с выходом в информационную сеть Интернет.

Рис. 3 Диаграмма результатов выполнения практической работы
за период с 2005 г. по 2006 г. с использованием ЭУП
Диалоговое окно для выполнения практической работы разбито на три части. В левой части окна предложено задание, в нижней части экрана находится инструкция для ее выполнения, предусмотрен переход к основным теоретическим положениям соответствующего раздела. Задание выполняется в правой части окна, здесь же по окончанию выполнения практической работы, необходимо просмотреть результат в окне браузера IE (Рис. 4) для сравнения его с эталоном.

Рис. 4 Практическая работа по теме
"Программное обеспечение Интернет"
ЭУП предназначено для обучающихся:
- по профессии "Оператор ЭВМ", изучающих предмет "Сведения о сетях и технологиях" на I ступени обучения;
- техников по специальностям 2202 "Автоматизированные системы обработки информации и управления", 2203 "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем", изучающих предмет "Компьютерные сети" на II ступени.
В результате изучения этого курса с использованием ЭУП, обучающиеся I ступени знакомятся с основными понятиями о вычислительных сетях и их особенностях, отрабатывают на практике навыки создания рабочих групп, настройки браузера IE, приобретают навыки работы в информационной сети Интернет, занимаются созданием Web-страниц с использованием языка гипертекстовой разметки HTML (Рис. 5).

Рис. 5 Практическая работа по теме
"Создание Web-сайтов и страниц"
Обучающиеся II ступени углубленно рассматривают вопросы развития, создания локальных и глобальных сетей, виды, топологии, способы подключения, знакомятся с аппаратным обеспечением, стандартной модели OSI. Закрепляют на практике теоретические знания, с помощью тестов, самостоятельно определяют уровень знаний, умений и навыков.
III уровень содержит материалы соответствующего курса "Компьютерные сети", стандарта ВПО и предназначен для обучающихся, которые хотят продолжить свое обучение в ТГТУ.
Структура ЭУП состоит из следующих модулей:
- основного модуля, содержащего информационную часть в соответствии со стандартами, дополненную глоссарием (Рис.6);
- комплекса практических работ, дополняющих изучение нового материала;
- средств самоконтроля, предложенных в конце каждого раздела и позволяющих оценивать исходный уровень обучающегося перед изучением и закреплением материала;
- средств подведения итогов в форме тестирования и анализа творческих работ (Рис. 7).

Рис.7 Тест по теме "Аппаратные средства локальных сетей"
Основной текст содержит необходимые ссылки к файлам справочно-информационных блоков. Использование системы гиперссылок дает возможность выбирать маршрут изучения материала.
Основными этапами самостоятельной работы учащихся с ЭУП являются:
- работа с гипертекстом теоретического материала;
- работа с практическими заданиями, предполагающими выход в информационную сеть Интернет и использование внутренних редакторов (HTML-редактор);
- работа с дополнительным материалом, размещенным в справочно-информационном блоке;
- работа с тестовыми заданиями.
Средства контроля и обратной связи в ЭУП имеют вопросы для закрепления материала после изучения каждого раздела, систему тестового потемного контроля, позволяющую оценивать исходный уровень знаний обучающегося. После проведения промежуточных и итоговых результатов в ходе работы с ЭУП, обучающемуся предлагается по электронной почте отправить преподавателю ответы на вопросы. При этом происходит обращение к автономному модулю тестирующей программы, позволяющей осуществлять доставку проверенных преподавателем результатов ответов.
Анализ применения ЭУП на уроках по предмету "Сведения о сетях и технологиях" показывает повышение эффективности учебных занятий за счет вовлечения большего количества обучающихся в учебную деятельность при существенной экономии учебного времени.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Т.П. Воронина, В.П. Кашицин, О.П. Молчанова "Образование в эпоху информационных технологий".- Москва, 1995г.
А.П. Денисов, Н.Г. Мосягина Создание единой информационной образовательной среды "профессиональное училище-вуз"//Современная образовательная среда: Тезисы доклада по материалу Всероссийской конференции (1-4 ноября 2002г.).-Москва: ВВЦ, 2002.-с.13-14.
В.И. Карлащук Обучающие программы.-М.:Сокол-Р,2001.-с.528.
Индустрия образования. Сборник статей Москва.: МГИУ, 2001г.
В.М. Радомский Информационно-коммуникационная система непрерывного обучения творческой деятельности.//Информатика и образование №5, 2005г.
И.И Соловов "Мифы и реалии дистанционного обучения. //Инновации в образовании №2, 2004г.
Трубина Информационная основа управления образовательным учреждением.//Информатика и образование №2, 2003г.
Новости
14.11.2007 Конференция!


17.10.2007Внимание конкурс!


01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


22.06.2007Итоги конкурса!


20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


16.04.2007


Визит А.А. Фурсенко

Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


28.03.2007Внимание конкурс!


24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


21.11.2006Итоги конкурса!


01.11.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Семинар


10.10.2006Внимание конкурс!


05.09.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Торжественное открытие клуба


01.07.2006Запуск сайта


15.06.2006Начало работы над сайтом



Вход для редакторов
Copyright © ТГТУ, 2006 г.
Сейчас на сайте посетителей - 2