Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 15 декабря 2018 г.
Время:     19 ч. 32 мин.

МАТЕРИАЛЫ
межрегиональной научно-практической конференции
"Информатизация системы образования Тамбовского региона"

Самородова Марина Владимировна
г. Тамбов, ГОУ НПО ПЛ N17
Преподаватель

Блочно-модульная технология при изучении дисциплины
"Сведения о сетях и технологиях"

Ключевые слова: профессиональная многоступенчатая непрерывная подготовка по интегрированным экспериментальным учебным планам; высшее, среднее, начальное профессиональное образование; интеграция учебных дисциплин; блочно-модульная технология; информационно-коммуникационные технологии; дистанционное обучение; электронно-учебное дидактическое пособие.
Сокращения:
ГОУ НПО ПЛ №17 - Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональный лицей №17
ТГТУ - Тамбовский Государственный Технический университет
ВПО - Высшее профессиональное образование
СПО - Среднее профессиональное образование
НПО - Начальное профессиональное образование
ИКТ - Информационно-коммуникационные технологии
ТСО - Технические средства обучения
ЭУС - Электронно-учебное средство
ЭУ - Электронный учебник
Начальное профессиональное образование в России является неотъемлемой составной частью непрерывного образования. В учебных заведениях профессионального образования формируется кадровый потенциал рабочих и специалистов. Социально-экономические реформы России XXI века внесли стремительные изменения в современное общество, требующие новых продуктивных подходов в подготовке квалифицированных работников. Развитие экономики создало такую ситуацию, когда получить образование на всю жизнь становится нереальным. Постоянно возникает потребность в надёжных педагогических технологиях, способных сделать образование гибким, комбинированным, направленным на активизацию и повышение качества обучения. Одной из таких технологий является блочно-модульное обучение с применением ИКТ.
Опыт работы в ГОУ НПО ПЛ №17 г. Тамбова показал ее преимущества:
- возможность непрерывной многоуровневой подготовки (что определено структурой блока);
- создание условий тесного контакта с преподавателем через индивидуальный подход;
- создание условий осознанного изучения профессионально-значимых дисциплин;
- улучшение атмосферы экзаменационных сессий за счет снятия значительной доли стрессовых ситуаций и случайностей.
В настоящее время возникла необходимость преобразования содержания общепрофессиональных дисциплин. Профессиональное образование ориентируется на подготовку компетентных специалистов.
Компетентность определяется как готовность и способность специалистов к реализации знаний, умений, навыков, опыта в реальных условиях профессиональной деятельности.
Профессионализм определяется как совокупность целей образовательной деятельности. Подготовка компетентного специалиста, определяет качество образования. Человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении некоторых профессиональных вопросов.
Так как акцент делается на то, что обучающийся должен иметь широкий кругозор для улучшения результата, преподаватель стремится отходить от традиционных подходов.
ГОУ НПО ПЛ №17 г. Тамбова осуществляет многоступенчатою профессиональную подготовку по интегрированным экспериментальным учебным планам квалифицированных специалистов по профессии "Оператор ЭВМ" и специальностям 2202 "Автоматизированные системы обработки и управления информации", 2203 ""Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем".
На I ступени обучающиеся 1 курса изучают дисциплины, предложенные стандартом НПО по профессии "Оператор ЭВМ", на II ступени (2, 3 курс) - обучение согласно стандарта СПО по специальностям 2202 и 2203.
Интеграция учебных дисциплин 1 курса "Сведения о сетях и технологиях" и 2, 3 курсов "Компьютерные сети", "Телекоммуникационные сети" возможна в связи с общностью содержания учебного материала.
Использование ЭУС предоставляет обучающимся возможность самостоятельного выбора индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции своих учебных достижений.
В целях исключения дублирования в содержании изучаемого предмета и возможности перераспределения учебного времени на расширение доли практических и лабораторных работ на 1, 2, 3 курсах, для углубленного изучения предмета "Сведения о сетях и технологиях" мной проведено структурирование учебного материала по блокам:
1 блок - вычислительные сети;
2 блок - локальные компьютерные сети;
3 блок - глобальные компьютерные сети.
Блоком является группа знаний, навыков и умений, которые обучающийся должен продемонстрировать после его изучения. Сам по себе блок не является учебной программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из 4-5 модулей. Блок устанавливает границы, в которых обучающийся оценивается. Модуль - это логически завершенная часть учебного материала, обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений обучающихся. Чем крупнее или важней модуль, тем большее число баллов ему отводится.
В данной статье поделюсь технологией работы по первому блоку, все остальные строятся по такому же принципу.
Работа состоит из пяти этапов:
I этап - урок - лекция. При подготовке урока решаю организационные вопросы (рациональное использование времени, применение ИКТ и ТСО, оформление особенностей письменной и устной речи и т.д.)
При выдаче домашнего задания обращаю внимание на:
1) теоретический материал;
2) опережающие задания.
II этап - использование теоретического материала при решении типовых учебных заданий. На этом этапе, опираясь на знания теоретического материала, предлагаю рассмотреть типовые решения задач. После рассмотрения и разбора всего теоретического и практического материала обучающиеся отвечают на вопросы для самоконтроля.
III этап - урок - лабораторная работа (практикум). На этом этапе вновь приобретенные теоретические знания и понятия закрепляются на практике. Обучающиеся выполняют лабораторные работы и оформляют полученные результаты в соответствии с разработанными методическими рекомендациями, которые выдаются каждому на руки.
IV этап - промежуточный контроль знаний. На этом этапе обучающимся предлагается работа с тестовыми заданиями электронного учебника или индивидуальные карточки - задания, тесты разного уровня, сетевой диктант по вопросам, связанным с профессией "Оператор ЭВМ" и т. д.
V этап - итоговый контроль знаний. На этом этапе обучающимся предлагается директорская контрольная работы.
Данная технология имеет на наш взгляд четкую структуру. Учебный материал направлен на решение интегрированной дидактической цели, обеспечивает системность деятельности обучающихся при индивидуальной и групповой работе, при этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Технология блочно-модульного обучения базируется на единстве принципов, системе, проблемности и модульности. Теоретическая значимость и новизна технологии состоит в том, что она рассматривается в комплексе: целевой компонент, принципы, способы проектирования содержания обучения, система задач и лабораторных работ, конструирование дидактических материалов, рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений.

Рис.1 Ведущие принципы блочно-модульных технологий
В данном случае важны не знания ради знаний при большом объёме информации, а знания ради формирования навыков и умений в решении любых проблемных ситуаций.
Основной целью блочно-модульного обучения является активизация самостоятельной работы обучающихся на протяжении всего периода обучения. Реализация данной цели позволит:
- повысить мотивацию изучения дисциплины "Сведения о сетях и технологиях";
- повысить качество знаний обучающихся.
Данное обучение также делает акцент на "ключевые компетентности", которые необходимы при получении дальнейшего образования. Этими ключевыми навыками являются: навык общения, способность решения проблем, использование ИКТ и способность работы в группе.
Блочно-модульная технология обучения обеспечивает достижение поставленных дидактических задач. Обучение ведется по принципу постепенного накопления знаний, переход к следующему модулю осуществляется после полного усвоения предыдущего, причем каждым учащимся индивидуально. Поскольку необходима система телесного, сенсорного и психомоторного раскрепощения учащихся в учебном процессе для сохранения психического и физического здоровья, можно сделать вывод о том, что блочно-модульное обучение позволяет каждому обучающемуся достигать запланированных результатов за счет:
- организации обучения индивидуально, парами и в малых группах;
- индивидуального темпа продвижения и саморегуляции своих учебных достижений;
- организации индивидуальной работы с отдельными учащимися, индивидуальной помощи;
- изменение формы общения учитель-обучающийся;
- организации оценки по конечному результату - итоговый контроль, контроль внутри модуля - промежуточный контроль, что снимает напряжение, неуверенность, страх перед оценкой.
Применение блочно-модульной технологии на уроках вызывают у обучающихся гораздо меньшее напряжение, тревогу, беспокойство, страх, утомляемость. Степень понимания изучаемого материала гораздо выше, чем на традиционных уроках. Все это позволяет сохранять уравновешенное психическое состояние.
В традиционном обучении ответственность на себя берёт преподаватель, а при данном обучении ответственность берёт на себя обучающийся, т.к. активность обучающихся в процессе обучения должна быть выше активности педагога. Педагог-консультант, педагог-методист - вот основные составляющие организации учебного процесса.
Модуль даёт понимание что делать; как это делать; зачем это делать; когда это нужно делать; кто должен это делать; где это нужно сделать; как сделать иначе, если это необходимо; кто должен сообщить о возможном возникновении затруднения, каковы последствия неправильного исполнения.
При использовании системы контроля и оценки в блочно-модульной технологии оценивается конечный результат, а внутри блока контроль диагностический безоценочный, идёт на уровне самоконтроля и взаимоконтроля. У каждого обучающегося есть возможность сверить результаты своей деятельности с образцом-эталоном ответов. Пропадает неуверенность, боязнь получения неудовлетворительной оценки; обучающиеся, общаясь в парах или малых группах, овладевают организационными коммуникативными компетентностями. Меняется и деятельность педагога. Его основная задача - разработка блочно-модульной программы, раздаточного, обучающего и оценочного материала, а на занятиях он мотивирует, консультирует, координирует, т.е. осуществляет управление учением. Гибкое построение содержания обучения, интеграция различных его видов и форм, комфортный темп работы обучаемого, бесстрессовая готовность обучающихся к оценочной деятельности - залог успеха высокого уровня конечных результатов для повышения качества образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Денисов А.П., Мосягина Н.Г. Создание единой информационной образовательной среды "профессиональное училище-вуз"//Современная образовательная среда: Тезисы доклада по материалу Всероссийской конференции (1-4 ноября 2002г.).-Москва: ВВЦ, 2002.-с.13-14.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Международный гуманитарный фонд "Знание", 1996. -312с.
3. Переверзев В.Ю. Критериально-ориентированное педагогическое тестирование. Учеб. пособие.-М.:Логос,2003. - 120 с.
4. Переверзев В.Ю. Технология разработки тестовых заданий: справочное руководство. - М.: Е-Медиа, 2005, - 265 с.
5. Переверзев В.Ю., Ярочкина Г.В. Методика разработки контрольных материалов для оценки ключевых компетенций в системе довузовского профессионального образования.-Москва:ФИРО, 2005.- 125 с.
6. Радомский В.М. Информационно-коммуникационная система непрерывного обучения творческой деятельности.//Информатика и образование №5, 2005г.
7. Романов И.В., Хван А.А. К анализу понятия "профессия" // Вопросы прикладной психологии: Сб.науч.трудов. - Новокузнецк: НГИУУ.- 1995.-с.51-60.
8. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению образования /Под ред. А.А.Пинского. -М.:ООО"Мир книги",2001.-95 с. 15.
9. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. - М.: Логос, 2002.
Новости
14.11.2007 Конференция!


17.10.2007Внимание конкурс!


01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


22.06.2007Итоги конкурса!


20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


16.04.2007


Визит А.А. Фурсенко

Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


28.03.2007Внимание конкурс!


24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


21.11.2006Итоги конкурса!


01.11.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Семинар


10.10.2006Внимание конкурс!


05.09.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Торжественное открытие клуба


01.07.2006Запуск сайта


15.06.2006Начало работы над сайтом



Вход для редакторов
Copyright © ТГТУ, 2006 г.
Сейчас на сайте посетителей - 2