Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 15 декабря 2018 г.
Время:     19 ч. 32 мин.

МАТЕРИАЛЫ
межрегиональной научно-практической конференции
"Информатизация системы образования Тамбовского региона"

Рубцова Ирина Валерьевна
Тамбовская область, г.Уварово, Лицей
Учитель физики

Использование современных информационных технологий и
технических средств обучения на уроках физики и информатики

За последние годы в нашей стране, да и в мире произошли серьезнейшие изменения. Процессы перехода цивилизации к новому состоянию: от традиционного для конца XIX - первой половины XX индустриального общества к обществу постиндустриальному и информационному - обществу XXI века. На первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и ответственности. Чтобы быть успешным в таком обществе, человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться: искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения этих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.
Таким образом, процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствование, а также серьёзную переориентацию компьютерно-информационной составляющей. Лавинообразный рост объёмов информации принял характер информационного взрыва во всех сферах человеческой деятельности. Информационный взрыв породил множество проблем, важнейшей из которых является проблема обучения. Грамотное использование информационных технологий - основная задача, которую я перед собой ставлю ( т.к по-моему мнению у учителя, так же как и у врача должна быть главная заповедь "не навреди"). В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Для меня это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Поэтому в своей работе для подготовки выпускников, владеющих современными технологиями, и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру, ставлю перед собой следующие задачи:
- помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
- способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
- создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
- способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Реализация поставленных задач невозможна без использования эффективных педагогических методов и технологий. В своей работе я выделяю следующие:
- методы наглядности;
- технология коллективных способов обучения.;
- метод проектов;
- технология разноуровневого обучения.
Представлю некоторые из них. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. Широко использую с этой целью экранные технические средства в паре с компьютерами.

Методы наглядности.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. Вообще наглядность является неотъемлемой чертой преподавания многих предметов, в том числе, таких как физика и информатика. Средствами, наиболее отвечающими этим требованиям, для меня являются мультимедиа и мультимедийные презентации. Для меня наиболее эффективно использовать презентации при проведении лекции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, тестирования, так же при создании различного рода раздаточных карточек (или представляемых заданий на проектор). Например, раздаточный материал в виде карточек с заданиями:

Задание 1.
Разбейте слова на слоги, второй слог каждого слова напишите большими буквами, скопируйте выделенные слоги и вставьте справа от текста, прочитайте полученное слово:
а) змея, рама
б) пуговица, молоток, лава;
в) укор, бузина, тина.

Задание 2.
Вставьте пропущенное слово:
Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну, а на коробке -
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера есть ... (мышка)
Для чего же этот ящик?
Он в себя бумагу тащит
И сейчас же буквы, точки,
Запятые - строчка к строчке -
Напечатает картинку
Ловкий мастер
Струйный ...(принтер)

Задание 3.
Постройте дерево каталогов
C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp
C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp
C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp
C:\Мои документы\Доклад.doc

Технология коллективных способов обучения.
Одной из технологий обучения в сотрудничестве является так называемое обучение "в сотрудничестве" (cooperative learning). Учитель не всегда в состоянии оказать помощь каждому конкретному ученику в классе, эту ответственность Ваши ученики в состоянии взять на себя сами, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. На педагогическом языке это означает, что необходимо использовать методы, адекватные данной задаче. Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Мне технология сотрудничества помогает решить ряд вопросов связанных с проверкой знаний пройденного материала, причем с использованием КТ. Так, например, по теме "Основные кинематические и динамические величины" учащиеся 10 класса разбиваются на малые группы по 2 человека и составляют с использованием табличного процессора Excel тесты друг для друга, а после составления тестируют друг друга, при этом оценивая друг друга с помощью созданного теста. Причем урок в таком случае получается интегрированный, и учащиеся отрабатывают не только навыки работы с использование ИКТ, но и закрепляют знания и умения по пройденному материалу на уроке физики.
Еще одним примером работы в сотрудничестве является создание учащимися 10-х классов при изучении табличного процессора Excel собственного предприятия. Урок так и называется "Собственное предприятие". Цель работы - показать возможность практического применения полученных знаний, расширить представление о сфере применения прикладных программ, закрепить навыки и умения использования табличных процессоров. Ход работы заключается в следующем: изначально имеется некоторая сумма денег, каждый должен организовать своё предприятие, нанять работников, закупить оборудование и так далее. Работа предприятия должна быть организованна так, чтобы через 6 месяцев оно оказалось прибыльным.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Метод проектов.
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. Однако при обучении возникает целый ряд проблем:
- недостаточность и неравномерность общей подготовки учащихся;
- низкий уровень мотивации обучения (не только в области информатики, но и во всех других дисциплинах);
- динамичность развития содержания курса информатики.
Учителю необходимо выбрать один или несколько методов и форм обучения, позволяющих максимально решить эти проблемы. И вот здесь, как я отмечала ранее, на помощь может прийти использование метода проектов. Проектная деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний, и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. "Уместить" метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя. Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Откуда беру необходимые для этого часы? Источников два - это интенсификация учебного процесса и проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе. В связи с этим сформировалась следующая система. Учащиеся сначала получают базовые теоретические знания по физике или по информатике, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем мы переходим к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по изучаемому разделу физики или информатики. После этого переходим к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, на практике. Приведу примеры лишь некоторых проектов:

Проект "Выбери ПК", рекомендуется для учащихся 9-х-10х классов.
Тип проекта: ролево-игровой, мини проект.
Планируемый результат: осознанный выбор учениками модели компьютера, согласно имеющимся начальным условиям.
Цели: проверить качество знаний учащихся по теме "Устройство ПК", показать учащимся практическое применение материала, изученного ими на уроках информатики, научить культуре поведения в ситуации продавец-покупатель.
Учебно-педагогическая задача: используя рекламные объявления из газет, прайс-листы компьютерных фирм, определить, исходя из своих интересов, наиболее подходящую конфигурацию ПК. Обосновать свой выбор.
Предметно-содержательная область: информатика
Длительность: один урок.
Ход проекта:
Данный проект является итоговым уроком по теме "Устройство ПК". Учащиеся предварительно разделены на две группы. Участники одной являются представителями компьютерных фирм. Они приносят на урок заготовленные рекламные объявления, прайс-листы компьютерных фирм, рекламные буклеты. Другая группа учащихся представляет собой покупателей. Каждый участник этой группы хочет купить ПК с определённой целью и на "имеющуюся" у него сумму. Со звонком продавцы занимают своё место за рабочими столами, а покупатели стараются сделать оптимальный выбор, исходя из определённых ограничений. Когда выбор сделан, между двумя сторонами подписывается договор о "продаже" компьютера. После заключения таких договоров всеми покупателями переходим к обсуждению разыгранных ситуаций. Первыми представляют свои результаты покупатели. Каждый из них объявляет, с какой целью он пришёл покупать компьютер, какой суммой он располагал и какую комплектацию он выбрал. Характеристики выбранного компьютера записаны в договоре и выбор каждой комплектующей должен быть обоснован, от этого зависит оценка учащегося. Затем выступают учащиеся из группы продавцов. Они представляют свои наборы комплектующих для сделанных заказов, обосновывая их выбор. Подводя итоги проекта, я всегда обращаю внимание учащихся на их культуру поведения в моделируемых ситуациях купли-продажи, указывая на необходимость вежливого отношения друг к другу.

Проект "Собери фразу", рекомендуется для 10-х-11-х классов, в рамках изучения темы "Файловая структура". Для его проведения учащиеся делятся на пары. Длительность - два урока.
Данный проект позволяет приобрести навыки навигации в Windows2000, изучить порядок работы с ярлыками объектов, текстовой редактор Word, уяснить, в каких форматах можно сохранять файлы.
Первая часть работы заключается в том, что каждый ученик задумывает свою ключевую фразу и создает в редакторе Word пять файлов, содержащих часть ключевой фразы и указание на то, в каком файле содержится следующая часть. Для первого файла создается ярлык и помещается на рабочий стол. Заранее обговариваю, что должны быть использованы все критерии поиска файлов в среде Windows: по имени, типу, символу и имени, размеру, дате содержащемуся в файле тексту.
Какой-то из пяти файлов можно заархивировать - таким образом, отрабатываются навыки работы с архиваторами.
Вторая часть работы состоит в том, что после создания пяти файлов учащиеся меняются рабочими местами: каждый переходит на другой компьютер, где щелчком на ярлыке открывает файл с началом фазы и указанием пути ко второму файлу, а затем последовательно ищет остальные файлы и собирает ключевую фазу.
В этом проекте содержится и элемент игры, и элемент соревнования: кто разработает наиболее интересное задание для поиска, кто быстрее найдет все нужные файлы. Учащиеся оценивают работу своего товарища по следующим критериям: сложность поиска, правильность организации. Здесь же каждый проводит самооценку своих умений работы с файловой структурой.
Например:
Номер и имя файла Задание на поиск следующего файла Часть ключевой фразы
1) d1.doc Второй файл создан в 11.00 и содержит слово "нужно" Недостаточно овладеть
2) d2.txt Третий файл сохранен в виде шаблона, в его имени есть символ "3" премудростью, нужно
3) d3.dot Четвертый файл сохранен на диске C и имеет расширение kr также уметь
4) d4.kr Пятый файл заархивирован и сохранен на диске d:, не более 19Кбайт пользоваться ею.
5) d5.rar
Цицерон
В заключении хочу отметить, что на данный момент у учителя есть огромные возможности для творческой деятельности, сочетания и комбинирования различных методов и технологий обучения, и каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка.

Литература:
- Полат Е.С - Новые педагогические технологии. М,1997
- Полат Е.С - Курс дистанционного обучения учителей: Обучение в сотрудничестве. Метод проектов.
Новости
14.11.2007 Конференция!


17.10.2007Внимание конкурс!


01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


22.06.2007Итоги конкурса!


20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


16.04.2007


Визит А.А. Фурсенко

Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


28.03.2007Внимание конкурс!


24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


21.11.2006Итоги конкурса!


01.11.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Семинар


10.10.2006Внимание конкурс!


05.09.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Торжественное открытие клуба


01.07.2006Запуск сайта


15.06.2006Начало работы над сайтом



Вход для редакторов
Copyright © ТГТУ, 2006 г.
Сейчас на сайте посетителей - 2