Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 15 декабря 2018 г.
Время:     19 ч. 41 мин.

МАТЕРИАЛЫ
межрегиональной научно-практической конференции
"Информатизация системы образования Тамбовского региона"

Жукова Ирина Анатольевна
ФГОУ СПО Мичуринский аграрный колледж
преподаватель ботаники, почетный работник
среднего профессионального образования

Методика применения информационных технологий при преподавании ботаники

Наступил XXI век. Мы стали свидетелями перехода от индустриального общества к информационному, в котором большая часть населения будет занята получением, переработкой, передачей и хранением информации. Люди по-прежнему владеют навыками письма и чтения, но для вступления в новую эру этого явно недостаточно. Профессиональное образование предполагает формирование развитых и эрудированных специалистов, всесторонне образованных во всех областях своей профессии. Одной из актуальных проблем при подготовке специалиста была и остается компьютерная грамотность. Значит, профессиональное учебное заведение должно не только дать своим выпускникам специальные знания, но и подготовить их к жизни и деятельности в информационном обществе. Решение этой задачи зависит не только от преподавателей информатики, но и любой другой дисциплины, в том числе и ботаники.
Слагаемые успеха в данном случае - профессиональные знания преподавателя и владение новыми информационными технологиями. В настоящее время имеются электронные обучающие программы, тестовые задания для компьютерного тестирования. Однако их немного и, как правило, они не могут полностью соответствовать конкретному календарно-тематическому плану преподавателя. Не всегда удается найти готовое программное обеспечение для проведения уроков ботаники, так как не все предлагаемые информационные продукты соответствуют программным требованиям, обязательному минимуму содержания, задумкам преподавателя по изучению той или иной темы.
Электронные средства, разработанные преподавателем самостоятельно, создают возможность создания эффективных систем обучения в зависимости от своих педагогических и методических предпочтений, уровня подготовки студентов, специальности, по которой ведется обучение. С использованием компьютерных технологий появилась возможность создать схемы, диаграммы, таблицы, кодограммы, слайдовые презентации, значительно сокращающие записи и наглядно демонстрирующие студентам сущность того или иного процесса.
Так, например, для объяснения темы "Половое размножение растений" мною разработана электронная лекция, содержащая схемы изогамии, гетерогамии, оогамии; диаграмму, отражающую чередование ядерных фаз в жизненном цикле растений. Электронная лекция на тему "Систематика и эволюция" включает структурно-логические схемы эволюции форм жизни, происхождения и эволюции высших растений; диаграмму, в которой показана последовательность таксонов царства растений. В табличном варианте представлена сравнительная характеристика низших и высших растений.
Естественная эволюция растительности протекает в геологическом масштабе времени, и потому ее результаты незаметны не только для одного поколения, но даже для многих поколений людей, сменивших друг друга за историю цивилизованного развития общества. Представленные в лекции схемы и таблицы позволяют студентам проследить эволюцию растений на протяжении всех геологических эр.
Изучая систематику, студенты знакомятся с латынью, что вызывает у них значительные трудности. Используя электронные лекции, студенты быстрее усваивают характер написания латинских слов и выражений, так как видят их на дисплее или экране при использовании мультимедийного проектора. Это повышает грамотность обучаемых.
Многие десятилетия преподаватель на уроке был основным источником знаний для студентов. Он объяснял учебный материал, демонстрировал объекты природы или их изображения, добивался от студентов повторения изучаемых понятий и т.д. Все усилия студентов сводились к запоминанию сообщаемой информации.
Использование электронных источников информации позволяет студенту в максимально комфортных психологических условиях, наедине с компьютером, без пристального внимания преподавателя и однокурсников, усваивать новый учебный материал, развивает творческие способности студентов. Это помогает преподавателю стимулировать интерес студентов к дисциплине, осуществлять наблюдение за работой группы в целом и каждого студента в отдельности. Так легко, приятно и интересно учиться.
Электронные лекции можно использовать и для отработки студентами пропущенных занятий, самостоятельного освоения различных разделов изучаемой дисциплины, самоконтроля, устранения пробела в своих знаниях.
Безграничные возможности для творчества преподавателя открываются при использовании слайдовых презентаций. При наличии мультимедийного оборудования практически на каждом занятии можно использовать слайды. Это освобождает преподавателя от работы у доски. Больше времени остается на закрепление изученного материала. Демонстрация на экране компьютерного текста, схем, таблиц, диаграмм, рисунков, фотографий, видеофрагментов, сопровождающихся анимационными эффектами, облегчает усвоение учебной информации. Студент становится активным участником учебного процесса, у него формируется современный стиль мышления.
Демонстрация каждого слайда сопровождается объяснением и комментарием преподавателя. Такой урок концентрирует внимание студентов, становится понятным, доступным, запоминающимся. Прослушанную лекцию студенты могут использовать для самостоятельной подготовки, имея собственный диск.
Широкие возможности для повышения наглядности занятия открывает использование мультимедийной обучающей программы "1С: репетитор. Биология", содержащей большой объем информации. Применение интерактивных иллюстраций и анимационных моделей позволяет студентам не только овладеть знаниями по ботанике, но и подтвердить умения распознать на рисунке клеточные органеллы, растительные ткани, органы растения. Мультимедийную программу я использую при объяснении тем: "Клеточная теория строения организмов. Структурная система цитоплазмы. Основные органеллы, их строение и функции", "Структурная система ядра. Значение ядра в жизни клетки", "Деление клеток. Цитокинез и кариокинез", "Понятие растительных тканей. Характеристика меристематических и покровных тканей", "Характеристика основных, механических и выделительных тканей", "Характеристика проводящих тканей. Проводящие пучки"; при изучении вегетативных и генеративных органов, систематики растений.
Значительную помощь преподавателю оказывают кодограммы. Это или краткие опорные конспекты, или конспекты с иллюстрациями. Кодограммы я набираю на компьютере, рисунки для них сканирую. Для каждого студента готовится комплект, где собраны кодограммы всех занятий. Задача преподавателя заключается в объяснении материала с помощью наглядных средств, а студенты при конспектировании используют кодограммы. Имеющиеся в кодограммах рисунки помогают студентам детально разобраться в строении той или иной части растения.
Использование компьютера эффективно и для контроля знаний студентов. Формы его могут быть самыми разнообразными. Это ботанический диктант, когда студент должен допечатать недостающее слово; установление соответствия понятий, заставляющее подходить к решению заданий путем сравнения, сопоставления; определение строения и функций органов растения по анимационным моделям; исправление текста, в котором допущены ошибки в терминологии.
Довольно удобна для работы программа компьютерного тестирования My Test, автором которой является Башлаков А.С. Работая в этой программе, я обычно разрабатываю тесты, в которых на каждый вопрос предлагаю четыре варианта ответа, среди которых один правильный. В программе используется обучающий режим, если студентом допущена ошибка, указывается правильный ответ. Можно ограничить работу отвечающего по времени.
Компьютерное тестирование в нашем колледже используется не только для проверки знаний одной темы, но и для рубежного контроля, промежуточной аттестации (проведения зачетов, экзаменов), итоговой государственной аттестации, самообследования и проведения государственной аттестационной экспертизы.
Современные информационные технологии позволяют значительно расширить образовательную, самообразовательную, стимулирующую функции урока ботаники. С помощью электронных средств преподаватель организует учебную деятельность студентов, добиваясь осознанного усвоения программного материала. В ходе этой деятельности обучаемые приобретают знания и преобразуют их в умения и навыки.
Самообразовательная функция такого урока ботаники связана с овладением студентами приемами работы с электронными источниками информации о жизни растений.
Стимулирующая функция способствует формированию устойчивого интереса к изучаемому, побуждает студентов к дальнейшему познанию, выработке потребности постоянно пополнять, обновлять, развивать свои знания.

Литература
1. Головина Н.Н. Информационные технологии как средство формирования интеллектуальных умений у студентов колледжей/ Н.Н. Головина// Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу "СПО". - 2007. - №5. - С. 13-21.
2. Игнатович Е.В. Программа информатизации как необходимое условие развития колледжа/ Е.В. Игнатович// Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу "СПО". - 2007. - №8. - С. 122-128.
3. Ильин С.А. Опыт проведения бинарных занятий с использованием компьютерных технологий/ С.А. Ильин, Е.К. Курчатова// Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу "СПО". - 2007. - №1. - С. 107-108.
4. Курчатова Е.К. Мультимедийные презентации в учебном процессе/ Е.К. Курчатова// Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу "СПО". - 2007. - №1. - С. 108-110.
5. Пакулова В.М. Особенности современного урока биологии/ В.М. Пакулова// Биология в школе. - 2005. - №5. - С. 22-26.
6. Пименов А.В. Уроки биологии в 10-11 классах. Часть I. Развернутое планирование/ А.В. Пименов. 3-е изд., испр. и доп. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 288 с.
7. Стамберская Л.В. Урок биологии шагает в компьютерный класс/ Л.В. Стамберская// Биология в школе. - 2006. - №6. - С. 31-36.
8. Трунин В.Е. Использование мультимедийных средств в обучении/ В.Е. Трунин//Среднее профессиональное образование. - 2007. - №7. - С. 7-9.
9. Хржановский В.Г. Ботаника: учеб./ В.Г. Хржановский, С.Ф. Пономаренко. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 1988. - 383 с.
Новости
14.11.2007 Конференция!


17.10.2007Внимание конкурс!


01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


22.06.2007Итоги конкурса!


20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


16.04.2007


Визит А.А. Фурсенко

Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


28.03.2007Внимание конкурс!


24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


21.11.2006Итоги конкурса!


01.11.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Семинар


10.10.2006Внимание конкурс!


05.09.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Торжественное открытие клуба


01.07.2006Запуск сайта


15.06.2006Начало работы над сайтом



Вход для редакторов
Copyright © ТГТУ, 2006 г.
Сейчас на сайте посетителей - 3