Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 15 декабря 2018 г.
Время:     20 ч. 11 мин.

МАТЕРИАЛЫ
межрегиональной научно-практической конференции
"Информатизация системы образования Тамбовского региона"

Громакова Людмила Николаевна
Тамбовская область, Ржаксинский район, МОУ Лукинская СОШ
Учитель физики

Мы живем в условиях становления информационного общества, основной особенностью которого является широкий доступ к различным видам информации и овладение каждым современным человеком технологическими и техническими инструментами и средствами обработки и обмена информацией на более высоком уровне, чем было до этого.
К сожалению, Россия в 2007 году по рейтингу, подготовленному Economist Intelligence Unit, заняла 57 место по готовности к информационному обществу среди 69 стран, принявших в нем участие. Причинами такого положения специалисты считают низкое проникновение Интернета в регионы, пассивное развитие информатизации и устаревшее законодательство. Сокращается число сельских школ, которые составляют 69,8% (45 тысяч) от числа всех общеобразовательных учреждений России, их материальная база не соответствует современному уровню обучения. В сельских школах обучаются 30,6%(5,9 млн. учащихся ) и работают 40,7% учителей (685 тысяч). Это говорит о том, что сельский учитель может внести немалый вклад в решение этой важной проблемы, если ему будет оказана помощь как методическая, так и техническая. Становится очевидным, что обществу требуются специалисты, способные не столько решать типовые задачи, сколько генерировать и реализовывать новые идеи. Информация становится важнейшим фактором устойчивого развития личности, общества, государства. Современные информационные ресурсы помогают учителю по-новому выстраивать свою профессиональную деятельность. Как показывает практика, использование информационных технологий в преподавании способствует формированию теоретического и понятийного мышления школьника. Применение Microsoft Office дает возможность учителю-предметнику создавать свои мультимедийные лекции, составлять задания, тесты, кроссворды и другие разнообразные документы. Мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией.
Созданный мною в электронном виде такой ресурс, как пособие для проведения урока физики "Что такое красивая задача?" предполагает формирование и развитие у школьников различных типов мышления: системного, аналитического, теоретического, алгоритмического, творческого, логического. Урок-презентация по решению задач не привязан к конкретному учебнику, может быть использован в трех параллелях 9,10, 11 классах, а также во внеклассной работе. Решая проблему "Как измерить высоту классной комнаты с помощью бабушкиного тапочка?" Учащиеся учатся анализу: вычленять структуру объекта, находить взаимосвязи, осознавать принципы организации и синтезу: созданию новых схем, структур, моделей. Составив информационную модель явления, решив кинематическую задачу и получив абсурдный ответ, учащиеся выясняют причину: информационная модель выбрана неудачно, тапочек нельзя в рассматриваемом случае считать материальной точкой, а значит, и применять к нему законы кинематики. В основе современных технологий, применяемых в школе, лежит ответ на вопрос: "Как целенаправленно воздействовать на мышление?" Предлагается дифференциация (с системой разноуровневых заданий, предлагаемых учителем, когда каждый ученик знает свою роль и занимает свое место в рейтинге успешности усвоения знаний из изучаемой предметной области) и индивидуализация, при которой вырабатывается личностное знание к изучаемому, а учащийся сам выбирает образовательную траекторию собственного развития. При индивидуализации обучения проектная методика способна, на мой взгляд, оптимально влиять на формирование фонтанирующего (творческого мышления).
Урок защита проекта "Ода спичке" подтвердил, что метафорическое мышление, с одной стороны, проявляется в виде знаний и жизненного опыта личности, а с другой стороны, метафоры активизируют знания, способствуют теоретическому и творческому мышлению. Учащиеся проявили много фантазии при определении мощности спички и прочно усвоили, как решать задачи на применение уравнения теплового баланса. Создали буклет "История обыкновенной спички", презентацию "Поделки из спички" с творческим названием "Мир красотой спасется". Однако, учитель не должен забывать, что творческое мышление возможно лишь в условиях творческой атмосферы урока.
Проектная деятельность, как правило, связана с работой в коллективе и будет способствовать развитию таких важных способностей, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими людьми. Эти способности рассматриваются в настоящее время как важные компоненты образовательных результатов. Обучение с помощью метода учебных исследовательских проектов может быть реализовано как на уроках и во внеклассной работе, так и в элективных курсах на разных уровнях:
- проблемное изложение процесса выполнения проекта, при котором учитель строит свое сообщение в форме воспроизведения логики выделения проблемы из заданной проблемной ситуации; поиска, выдвижения гипотез; их обоснования и проверки, а также оценки полученных результатов;
- выполнение проекта учащимися под руководством учителя. Учитель может расставить ориентиры по выполнению выбранного, по желанию учащихся, проекта в виде обобщенных проблемных вопросов, связанных с существенными моментами, тогда каждое конкретное действие учащийся станет строить сам, но общее направление его поиска будет нежестко задано;
- самостоятельное выполнение учащимися учебного исследовательского проекта. На этом уровне моделируется исследовательская деятельность специалистов рассматриваемого профиля по решению их профессиональных задач.
Для каждого уровня использования проектной методики мной разработаны следующие ресурсы:
1 уровень. УМК "Красивая задача".(В Power Point). Задачи затрагивают основные темы школьного курса физики "Кинематика", "Динамика", "Закон сохранения энергии". УМК соответствует "Стандарту образования", удовлетворяет требованиям личностно-ориентированной технологии. Цели:
обучающие:
- повторить ключевые формулы и понятия из разделов "Кинематика", "Динамика", "Статика", "Оптика";
- познакомить с научными методами познания: моделированием (аналоговым и интуитивным), теоретическим анализом (качественным и математическим), экспериментальным методом.
развивающие:
- научить применять знания в нестандартных ситуациях;
- формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
способствовать формированию умения видеть проблему и намечать пути ее решения; научить работать с информацией:
а) получать ее различными способами (справочная литература, жизненный опыт);
б) преобразовывать, получая из имеющейся необходимую:
в) критически оценивать ее;
использование межпредметных связей.
воспитательные:
- привитие чувства прекрасного;
- формирование положительной мотивации к учебной деятельности.
Задачи: выработать у учащихся личностное отношение к познаваемому. Помочь им освоить научные стили мышления и методы исследования, как инструменты познания мира.
2 уровень обучения представлен конспектом урока и презентациями учащихся, в которых исследовалась проблема: "Как определить мощность спички?"
Цели исследования:
изучение процесса горения спички и определение ее мощности; сравнение расчетной мощности с реальной.
Задачи:
- научиться видеть пути решения возникающих проблем;
- совершенствовать экспериментальные навыки;
- освоить такой метод научного познания как моделирование (моделируя процесс горения);
- выяснить приемлемость применения закона сохранения энергии для данной модели.
3 уровень обучения представлен презентациями учащихся "Измеряем рост будильником"; "Линейка - прибор для определения массы". Форма организации исследовательской работы - домашний эксперимент. Учащиеся 8 и 9 класса с помощью линейки взвесили воздух в комнате, нашли массу меда в стакане, проверили с помощью весов, указали погрешность измерения. Оригинально был решен вопрос об определении роста человека с помощью будильника. Ученик 9 класса Оганесян Гегам провел этот эксперимент, погрешность составила не более 2%. Данный домашний эксперимент был включен в тематику исследований "Формулы творят чудеса".
Контроль знаний является частью учебного процесса и обеспечивает обратную связь с обучаемыми. При оценивании учебных проектов для контроля знаний рекомендуется использовать рейтинговую систему, выставку работ. Учащиеся должны быть ознакомлены с критерием оценивания продуктов их интеллектуальной деятельности. Возможно привлечение в экспертную группу по оцениванию учебного проекта наиболее подготовленных учащихся из старших классов. Вот что говорят учащиеся, создающие проекты: Интересно и увлекательно искать ответ на основополагающий вопрос. Неизвестно каким он будет. Возможно, до меня, никто не отвечал на подобный вопрос. Тайна всегда увлекает. Познавая мир - познаю себя, учусь видеть одновременно целое и его части.

Ресурсы:
1. Материалы сайта www.cnews.ru.
2. Информатика и образование,№11,2007.
Новости
14.11.2007 Конференция!


17.10.2007Внимание конкурс!


01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


22.06.2007Итоги конкурса!


20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


16.04.2007


Визит А.А. Фурсенко

Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


28.03.2007Внимание конкурс!


24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


21.11.2006Итоги конкурса!


01.11.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Семинар


10.10.2006Внимание конкурс!


05.09.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Торжественное открытие клуба


01.07.2006Запуск сайта


15.06.2006Начало работы над сайтом



Вход для редакторов
Copyright © ТГТУ, 2006 г.
Сейчас на сайте посетителей - 1