Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 15 декабря 2018 г.
Время:     20 ч. 20 мин.

МАТЕРИАЛЫ
межрегиональной научно-практической конференции
"Информатизация системы образования Тамбовского региона"

Мосягина Надежда Геннадьевна
Преподаватель, к.т.н
Профессиональный лицей N17 при ТГТУ

Разработка электронных средств обучения
как задача курсового и дипломного проектирования

Программы, предназначенные для передачи обучаемому знаний и/или умений, стали разрабатываться еще с конца 50-х - начала 60-х годов XX века, но интерес к ним неуклонно растет. Существенное увеличение объемов и сложности учебных материалов как в высшей, так и в средней школах; трудности при оперативной подготовке, изготовлении и распространении учебных пособий; проблема формирования единого образовательного пространства; реализация личностно-ориентированных стратегий обучения делают электронные обучающие средства незаменимыми на различных этапах учебного процесса.
Развитие обучающих систем в настоящее время идет в направлении придания им свойства адаптации к целям и условиям обучения.
При этом выдвигаются следующие требования к качеству подготовки специалистов:
- компетентность,
- конкурентоспособность,
- умение свободно ориентироваться в смежных областях деятельности,
- способность к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.
В результате исследований факторов, влияющих на быстроту и прочность усвоения полученных знаний, проведенных в последние десятилетия, был установлен ряд надежных принципов, которые используются для построения схем обучения:
- обучение идет быстрее и усваивается глубже, если учащийся проявляет активный интерес к изучаемому предмету;
- обучение является более эффективным, если формы приобретения знаний и навыков таковы, что могут быть перенесены в условия реальной жизни;
- обучение идет быстрее, если учащийся оперативно получает информацию о своих достижениях;
- обучение идет быстрее, если программа по предмету построена по принципу последовательного усложнения материала;
- процесс обучения следует организовать так, чтобы каждый ученик мог проходить программу соответственно своим индивидуальным особенностям.
Решение большинства из этих проблем возможно только с использованием электронных средств обучения.
Профессиональный лицей №17 при ТГТУ с 2002 г. проводит экспериментальную работу по проектированию и внедрению электронных дидактических средств (электронных учебников, лабораторных практикумов, презентационных и тестирующих программ) в учебный процесс учреждений начального и среднего профессионального образования. Эта проблема является задачей курсового и дипломного проектирования для многих выпускников лицея. При выполнении поставленной задачи обучающиеся имеют возможность, с одной стороны, продемонстрировать знания целого ряда учебных дисциплин ("Основы алгоритмизации и программирования", "Базы данных", "Технические средства информатизации", "Разработка и эксплуатация информационных систем", "Основы компьютерной графики", "Веб-дизайн" и др. ), необходимых для проектирования, с другой стороны, могут предложить собственные решения в организации пользовательского интерфейса, наглядности изложения и структуре учебного материала, т.е. сделать пособие таким, чтобы работать интересно и удобно было им самим и их сверстникам.
При этом соблюдаются все необходимые требования и нормы к формированию электронных учебных изданий, работа ведется под руководством опытного преподавателя или руководителя преддипломной практики.
Для реализации большинства вышеизложенных принципов обучения в автоматизированной обучающей системе просто необходима четкая структуризация учебного материала. Работа начинается с построения структурной схемы пособия (материал и рекомендации выдаются руководителем проекта), на данном этапе необходимо:
- провести тщательное структурирование учебного текста (разбивка раздела, главы-темы, параграфы и подпараграфы);
- провести тщательную подборку учебных элементов информации (текст, графика, мультимедиа, справочный материал и др.) ;
- произвести эргономическую обработку текста внутри глав и параграфов;
- выявить связи между подготовленным текстом и другими элементами (по системе ссылок) учебной информации как дополнительной, так и вспомогательной;
- наметить возможные траектории (навигационные маршруты) изучения курса.
Процесс проектирования проводится на основе Web - технологий, с использованием языков HTML, JavaScript, что обеспечивает надежное функционирование разрабатываемых продуктов в сетевом режиме.
В гипертексте даются графические иллюстрации. При этом используется формат GIF как один из наиболее широко используемых форматов файлов, обеспечивающий компактный и быстрый алгоритм сжатия; а так же формат JPEG - для хранения и передачи полноцветных изображений фотографического качества. Иллюстрации получают с помощью сканирования, цифровой фотографии и обработки полученных изображений в графических редакторах.
Разработка электронных средств обучения связана с процессом создания и использования мультимедиа-составляющих. Электронные учебники содержат учебные видеофильмы, видеоролики для пояснения хода выполнения лабораторных работ, элементы анимации, разнообразную графическую информацию.
При создании мультимедиа-продуктов учитываются их следующие основные особенности:
- объединение и синхронизация в одном продукте структурированной информации, представленной в различных видах синхронизированных данных (тексты, таблицы, графическая информация, изображения, музыка, мультипликация, видеофильмы);
- работа в интерактивном (диалоговом) режиме, причем переход от последовательного просмотра информации к произвольному может быть сделан не только по пункту меню, но и по положению курсора в тексте (гипертекст), на изображении (гипермедиа);
- возможность быстрого поиска и расширенные возможности для навигации;
- работа в произвольном масштабе времени.
Обучающиеся сами проводят цифровую видеосъемку технологических процессов, их монтаж и озвучивание. Полученные фильмы используются при проведении практических и лабораторных работ, уроков производственного обучения. Планируется создание видеолекций по ряду спецдисциплин.
Для иллюстрации этапов лабораторных работ, связанных с изучением программных продуктов используется программа BB FlashBack, с нее можно записать все происходящее на экране в виде ролика, который затем сохраняется в оригинальном формате или конвертируется в Flash, AVI, WMV или просто отдельный EXE-файл. К получившемуся ролику можно добавить звуковую дорожку с собственными комментариями.
Проектирование электронных изданий на основе приобретенных умений и навыков становится настоящей творческой задачей для выпускников. В соответствии с предложенной структурой учебного пособия необходимо построить удобный интерфейс, систему навигации, тестирования, учесть эргономические требования, предъявляемые к электронным учебным изданиям (требования к цветовой палитре, количеству и расположению основных активных зон, графических элементов и т.д.), средства организации диалога с пользователем.
Электронные средства обучения, созданные выпускниками, успешно применяются в образовательной среде Профессионального лицея №17 (на этапе изучения нового материала, для повторения и обобщения изученного материала, в ходе выполнения лабораторных работ) при подготовке обучающихся по специальностям 2202 "Автоматизированные системы обработки информации и управления", 2203 "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем", "Радиоэлектронная аппаратура и приборы" и др., в процессе самообразования, как средства дистанционного обучения. Создаются программы развивающего характера, знакомящие с особенностями культуры и этнографии Тамбовской области.

ЛИТЕРАТУРА
1. Мифы и задачи профобразования: Сб. статей. - М: Эврика, 2005. - 272 с.
2. Роборт И. В. Организация информатизации образования / И. В. Роборт // Информатика и образование. 2002. № 4. С. 32-34.
3. Научные основы процесса профессионального обучения в средних профтехучилищах: Сб. науч. тудов. Л.: ВНИИпрофтех образования, 1989. 111 с.
4. Соловов А. В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учеб. пособ. / А.В. Соловов. -Самара: Изд-во СГАУ, 1995. - 298с.
5. Мельников М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов :Учеб. пособие / М. Б. Мельников, Г. С. Ковалева. - М.: Мир, 1990. -202 с.
6. Денисов А. П. Создание единой информационной образовательной среды "профессиональное училище-вуз" / А. П. Денисов, Н. Г. Мосягина // Современная образовательная среда: Тезисы доклада по материалу всероссийской конференции (1-4 ноябрь 2002 г.). Москва: ВВЦ, 2002. С. 13 14.
Новости
14.11.2007 Конференция!


17.10.2007Внимание конкурс!


01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


22.06.2007Итоги конкурса!


20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


16.04.2007


Визит А.А. Фурсенко

Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


28.03.2007Внимание конкурс!


24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


21.11.2006Итоги конкурса!


01.11.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Семинар


10.10.2006Внимание конкурс!


05.09.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Торжественное открытие клуба


01.07.2006Запуск сайта


15.06.2006Начало работы над сайтом



Вход для редакторов
Copyright © ТГТУ, 2006 г.
Сейчас на сайте посетителей - 3