Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 15 декабря 2018 г.
Время:     19 ч. 28 мин.

МАТЕРИАЛЫ
межрегиональной научно-практической конференции
"Информатизация системы образования Тамбовского региона"

Козловцева Ирина Николаевна
"Информационно-методический центр"
Рассказовского района Тамбовской области
Методист по информационным технологиям

Использование ресурсов информатизации в образовательной деятельности школ и ИМЦ

В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы обозначены задачи, решение которых, по сути, должно поставить наше образование на "информационные рельсы":
- "внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий";
- "совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства".
Выделим несколько основных направлений информатизации образования.
- Информатизация как техническое оснащение.
- Информатизация как создание информационного образовательного пространства.
- Информатизация как формирование информационной культуры.
- Информатизация как внедрение новых информационных технологий.
На современном этапе развития общего среднего образования следует выделить нижеследующие основные направления его информатизации:
1. Создание структур и механизмов управления процессом информатизации системы на всех уровнях, его нормативное обеспечение.
2. Материально-техническое и финансовое обеспечение процесса информатизации.
3. Кадровое обеспечение процесса информатизации.
4. Научное и учебно-методическое обеспечение процесса информатизации.
Организационной основой реализации процесса информатизации образования в районе является муниципальная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды в Рассказовском районе" на 2006-2008 гг.
Повышение качества образования сейчас во многом соотносится с процессами информатизации.
Что касается материально - технической стороны этого процесса, то здесь следует отметить, что из года в год компьютерный парк ОУ растет и обновляется.
По данным Института развития информационного общества, сейчас в школах России на один компьютер приходится 50 школьников, по области этот показатель чуть выше, по нашей территории 1 на 17 школьников. Обеспеченность компьютерами современного поколения выросла за 3 года более чем в 2 раза (в 2006г. - 1 на 25, в 2005г. - на 36 учащихся).
Наш компьютерный парк в настоящее время - это 127 персональных компьютеров, в том числе 6 ноутбуков для организации учебного процесса и административной работы и 16 АРМ библиотекаря. За последний учебный год поступили 30 единиц новой техники - всё за счёт средств областного и федерального бюджетов.
За участие в конкурсах получено 30 компьютеров (МОУ Верхнеспасская СОШ, МОУ Дмитриевщинская СОШ, МОУ Платоновская СОШ, МОУ Коптевская СОШ, МОУ Рождественская СОШ).
Никольская школа получила 5 компьютеров в качестве спонсорской помощи.
В образовательных учреждениях района 10 компьютерных классов, в которых 79 компьютеров (в 2006г. - соответственно 7, в 2005г. -5), восемь школ и один детский сад оснащены мультимедиапроекторами.
В разрезе школ обеспеченность компьютерами разная:
МОУ Нижнеспасская СОШ - 1 на 40 школьников
МОУ Платоновская СОШ - 1 на 30 школьников
МОУ Верхнеспасская СОШ - 1 на 15 школьников
МОУ Коптевская СОШ - 1 на 10 школьников
МОУ Зелёновская СОШ- 1 на 7 школьников
В рамках Регионального комплексного проекта модернизации образования компьютерные классы в скором времени будут обеспечены ещё 3 ОУ: МОУ Верхнеспасская СОШ, МОУ Платоновская СОШ, МОУ Рассказовская СОШ.
В учебных целях используется 108 компьютеров.
Локальную сеть имеют 4 образовательных учреждения, в составе которой 28 компьютеров.
Имеют электронные адреса 19 образовательных учреждений района (13 средних и 6 основных школ).
Казалось бы, позитивные изменения на лицо, но, несмотря на это, проблема внедрения информационных технологий в школе остаётся острой. Что значит сосредоточение компьютеров в компьютерном классе? Это значит, что компьютеры используются в основном (а нередко, исключительно) только на специальных уроках ОИВТ. На других предметах - либо иногда, либо, что, скорее всего, никогда.
Информационные технологии - это новые возможности в обучении учащихся. Не за горами то время, когда направленность обучения будет связана не с конкретным предметом или предметной областью, а с технологиями работы с информацией. Таким образом, ИТ в образовательной системе станут интегративным стержнем, вокруг которого будет строиться вся система обучения. И отсюда происходит изменение подхода к самому преподаванию ИТ: это работа в контакте с учителями-предметниками, на предметном содержании, когда технологии "работают" на качество изучения практически любого предмета школьной программы.
Информатика как предмет ведётся со 2-го по 11 классы только в трех ОУ района: МОУ Хитровской, МОУ Дмитриевщинской, МОУ Никольской школах. В остальных образовательных учреждениях охвачено либо среднее, либо старшее звено, а в некоторых школах отдельные классы. Это говорит о том, что в настоящее время ещё не сложилась в силу объективных причин система в преподавании данного курса. Это связано в первую очередь с отсутствием специалистов по данному предмету. В 20 образовательных учреждения района, включая 5 филиалов, специалистов по данному предмету - 11 человек.
Сегодня мало и однобоко используются информационные технологии в организации внеурочной работы. Кружки для разного возраста, разного содержания и названия, но все они направлены на овладение учащимися элементарными навыками работы на персональном компьютере. Например, такие, как "Юный информатик", "Пользователь ПК, "Информатика в играх и задачах", "За компьютером", "Мой компьютер" и др. Кружковой работой охвачено всего лишь 9 (45%) образовательных учреждений. Но параллельно с этим есть и другие направления.
В МОУ Зелёновской СОШ - это проектная деятельность на базе ИТ, дающая возможности для развития индивидуальности детей, стимулирующая творчество. Например, совместное создание авторских сетевых проектов детей, где внимание уделяется не столько технологическому компоненту, сколько работе над формированием содержания, в котором находит свое отражение внутренний мир, интересы, ценности, стремления школьников, где они получат возможности для творческого самовыражения.
Элективные курсы по предмету преподаются не во всех школах.
МОУ Дмитриевщинская СОШ - "Создание сайтов" (10-11 классы)
МОУ Зелёноская СОШ - "Технология создания сайтов" (11 класс)
МОУ Нижнеспасская СОШ" - "Технология создания комплексной текстовой документации" (10 класс)
МОУ Никольская СОШ - "Создание школьного сайта в Интернете" 9 10-11 классы)
МОУ Пичерская ООШ - "Цифровое видео" и "Интернет-технологии" (9 класс).
Если говорить об уровне овладения ИКТ, то владеют компьютеров на уровне пользователя 200 человек, что составляет 53% от общего количества педагогов. Несмотря на это, используют информационные технологии на своих уроках далеко не все педагоги школ. В этом отношении хотелось бы отметить такие предметы как история, физика, математика, русский, литература, МХК, музыка, хотя программное обеспечение по многим предметам в школах имеется.
Курсовая подготовка педагогов в области ИКТ представлена курсами различной направленности. В частности, курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности для всех категорий педагогических работников и работников управления.
За последние 3 года картина курсовой подготовки следующая: курсы в ТИПКРО повышения квалификации для учителей ОИВТ (10 человек). Курсы в РЦФИО "Интернет-технологии для учителя предметника" (35 человек). Курсы Intel "Обучение для будущего" (17 человек). Курсы "Основы сайтостроения" (7 человек). Курсы переподготовки по проблеме "Преподавание информатики в начальной школе" (2 человека).
В настоящее время во все школы пришёл высокоскоростной Интернет с круглосуточным бесплатным трафиком. На данный момент подключено к сети Интернет 25 образовательных учреждений района (в том числе 5 филиалов). Подключение школ к сети Интернет дает возможность и учителям, и ученикам пользоваться образовательными ресурсами прежде всего основного Федерального образовательного портала "Российское образование". К сожалению, чаще всего ученики обращаются к Сети для поиска готовых сочинений, рефератов, однако умение почерпнуть важную обучающее - развивающую информацию поможет сделать труд учителей, учеников более рациональным и эффективным. Но, как показывают первые шаги, и многие педагоги не готовы к такому нововведению, ни технически, ни морально.
Но в каждой школе есть люди, в совершенстве владеющие ИТ и умеющие пользоваться Интернет-ресурсами. Надо использовать этих педагогов как тьюторов.
Следует организовать внутришкольную учёбу (проблемные семинары, практикумы) по проблеме "Интернет-ресурсы в образовательном процессе".
Одновременно мы создаём собственные Интернет - ресурсы-сайты ОУ и Web-страницы. И хотя у нас сейчас 10 (50%) (зарегистрирован сайт Н-Спасской СОШ) школ имеют сайты, но, во-первых, они только что созданы, во-вторых, их содержательная, техническая сторона оставляет желать много лучшего. Обновление сайта ведётся нерегулярно, информационное наполнение сайта не полностью отражает деятельность ОУ. В этом плане считаю совсем не функционирующим сайт МОУ Платоновской СОШ, не регулярно обновляемыми сайты МОУ Хитровской СОШ, МОУ Никольской СОШ, МОУ Дмитриевщинской СОШ, МОУ Рождественской. Технические неполадки постоянно происходят с сайтом МОУ Рассказовской СОШ.
Все образовательные учреждения района участвуют в Региональном комплексном проекте модернизации образования.
Мониторинг РКП в Интернете заполняется отдельными образовательными учреждениями не вовремя или только после предупреждения. Информация, заполняемая в таблицах по ОУ, не всегда соответствует действительности. К таким образовательным учреждениям относятся: МОУ Верхнеспасская СОШ, МОУ Рождественская СОШ, МОУ Платоновская СОШ. Ведь ответственные за РКП назначены приказом, они отвечают не только за техническое сопровождение мониторинга, но и за его содержательную сторону. По этому вопросу необходимо принять соответствующие меры.
Отметим, что в процессе развития информационно-образовательной среды в ОУ возникает ряд проблем, наиболее актуальными из которых являются:
- формирование ИКТ-компетентности педагогического коллектива,
- разработка методики применения ИКТ в образовательном процессе,
- приобретение лицензионного системного и прикладного программного обеспечения (ПО), формирование школьной медиатеки.
В настоящее время для ОУ района последний вопрос является наиболее болезненным: не секрет, что в учебном процессе часто используется нелицензионное программное обеспечение. Сложилась противоречивая ситуация, когда использование нелицензионного программного обеспечения, с одной стороны, недопустимо, но с другой стороны, школы не в состоянии купить программные средства и обеспечить учебный процесс, выполнив те требования к подготовке учащихся, которые заложены в Стандарте образования. На сегодняшний момент проблема находится в поле зрения. Поданы списки на обеспечение школ района лицензионным программным обеспечением, оно должно поступить в школы за счёт средств федерального бюджета.
В течение двух последних лет в муниципальных общеобразовательных учреждениях района в отделе образования ведется работа по внедрению автоматизированных информационно-аналитических систем "Директор" и "РОНО". За этот период прошла апробация АИАС в пяти пилотных школах нашего района (Верхнеспасская, Зеленовская, Коптевская, Никольская и Хитровская сош), а затем началось поэтапное включение других муниципальных общеобразовательных учреждений во внедрение АИАС уже в штатном режиме. В настоящее время 16 школ района: 13 средних и 3 основные используют АИАС в системе управления образовательным процессом.
В соответствии с планом управления образования и науки области, мероприятиями подпрограммы "Развитие единой образовательной информационной среды Тамбовской области 2006-2010 годы" областной целевой программы "Модернизация системы образования Тамбовской области на 2004-2008 годы" в 2007-2008 учебном году продолжится внедрение АИАС "Директор" во всех основных образовательных учреждениях района.
За 2 года внедрения АИАС издано девять приказов по отделу образования, внесены изменения в должностные инструкции методиста по информационным технологиям и документоведа. Разработан, утвержден и реализуется перспективный план и план мероприятий на 2007 год по внедрению АИАС в систему образования района. Соответствующие пакеты документов сформированы в образовательных учреждениях.
АИАС "Директор" и "РОНО" установлены на компьютерах, имеющих соответствующие технические параметры.
Важной составляющей успешного внедрения АИАС является подготовка кадров к работе с программными продуктами. Информационно-методическим центром проводятся семинарские занятия со специалистами МОУ, работающими с АИАС "Директор", практикумы на базе школ. Через курсы в ТОИПКРО подготовлено 5 тьюторов по данному направлению работы, определена опорная школа (Зелёновская сош), где есть хорошо оснащенный компьютерный класс и квалифицированный специалист.
Вместе с тем совершенно очевидно, что проблем и в целом в области информатизации, и во внедрении АИАС в районе также немало.
В малочисленных школах района большой проблемой является кадровое обеспечение процесса информатизации. Как правило, одни и те же специалисты ведут и базу данных ЕГЭ, и АИАС, и занимаются делопроизводством. Поэтому наблюдается и отставание в заполнении баз данных, и проблемы с созданием и обновлением сайтов, и другие проблемы. К числу школ, в которых база не обновляется совсем, относится МОУ Платоновская СОШ.
Одной из проблем является то, что классные руководители, администрация, педагоги не используют в своей деятельности отчетность, предоставляемую данной программой. Тогда возникает вопрос, для чего мы производим заполнение базы, если мы не применяем ее в своей деятельности. Ведь формировать отчёт в "АИАС" быстро и удобно.
Проблемой также остаётся формирование БПИ. Несмотря на то, что программным обеспечением по БПИ оснащены все образовательные учреждения, приказом назначены ответственные за банк данных ОУ, пополняется он не регулярно и не в полном объеме. Поэтому с целью разрешения этого вопроса запланировано несколько выездов в образовательные учреждения с целью как проверки пополнения БПИ, так и методической помощи по данному вопросу. Необходимо разработать систему по предоставлению квартальных отчётов по пополнению БПИ.
Таким образом, в образовательных учреждениях района есть все возможности для внедрения в практику обучения и воспитания информационных технологий.
Новости
14.11.2007 Конференция!


17.10.2007Внимание конкурс!


01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


22.06.2007Итоги конкурса!


20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


16.04.2007


Визит А.А. Фурсенко

Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


28.03.2007Внимание конкурс!


24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


21.11.2006Итоги конкурса!


01.11.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Семинар


10.10.2006Внимание конкурс!


05.09.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Торжественное открытие клуба


01.07.2006Запуск сайта


15.06.2006Начало работы над сайтом



Вход для редакторов
Copyright © ТГТУ, 2006 г.
Сейчас на сайте посетителей - 2