Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 15 декабря 2018 г.
Время:     19 ч. 30 мин.

МАТЕРИАЛЫ
межрегиональной научно-практической конференции
"Информатизация системы образования Тамбовского региона"

Сергеев Николай Валерьевич
МОУ Зелёновская СОШ Рассказовского района Тамбовской области
Учитель информатики

Реализация проектного метода обучения на уроках информатики в средней школе

1. Выявленные противоречия:
- между процессами получения, переработки и усвоения информации на уроке разными учащимися;
- между суммой теоретических знаний, полученных детьми, и умением применять их на практике;
- между естественным стремлением детей к активной, творческой деятельности и традиционными формами учебной деятельности;
- между необходимостью усвоения школьной программы всеми учащимися в классе и различными способностями детей, разными темпами их работы.
2. Ведущая идея опыта:
- обобщить опыт работы с помощью метода проектов в курсе информатики и информационных технологий.
3. Личная концепция учителя:
- развитие познавательных, творческих навыков учащихся;
- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
- развитие умений школьников использовать теоретические знания на практике;
- реализация идеи создания оптимальных условий для развития личности каждого школьника;
- развитие умений и навыков ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического мышления.
4. Условия возникновения и становления опыта
Давно возник вопрос: как при малом количестве часов (1 - 2 часа в неделю), довольно обширной программе (все, но "по верхам") и огромном интересе школьников сделать преподавание базового курса информатики интересным, наглядным, изучаемый материал - запоминающимся надолго, а не на один урок. Одним из методов, позволяющих добиваться положительной мотивации к учению и хороших результатов в активизации познавательных процессов, является проектный метод.
В базовом курсе информатики кроме обязательного теоретического материала (системы счисления, понятие информации, количество информации, алгоритмика и др.) много внимания уделяется начальному освоению информационных технологий - текстового, графического редактора, электронных вычислительных таблиц, баз данных, интернет-технологий. При наличии 1 - 2 часов в неделю трудно добиться устойчивых навыков у детей, многие из которых не имеют дома компьютера: отработка хотя и необходимых, но скучных упражнений на закрепление того или иного навыка высокого результата не дают. Сложилась необходимость преодоления подобных затруднений. Метод проектов играет в данной ситуации значительную роль.
Современные мультимедийные образовательные комплексы предоставляют, конечно же, большие возможности для эффективного изучения школьных дисциплин, но опыт последних нескольких лет свидетельствует, что метод проектов, как ни какая другая методика повышает качество обученности по информатике, формирует межпредметные связи и повышает эффективность изучения той школьной дисциплины, проект для которой реализовывался.
Метод проектов - это такая технология, по которой ученик или малая учебная группа (2 - 3 человека) выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением.
Целью данной работы является изучение влияния идей метода проектов на познавательное и личностное развитие учащихся, а также обобщение собственного опыта работы методом проектов в курсе изучения информатики и информационных технологий в средней школе.
5. Актуальность
В начале нового века, нового тысячелетия еще раз задумываешься над тем, какие достижения экспериментальной педагогики прошлого столетия, возможно, использовать и сейчас. Одним из таких достижений было выявление принципа саморазвития личности. Педагоги осознали, что жесткое регламентирование интеллектуальной деятельности, абсолютная заданность развития, грозят стать тормозящим фактором, ограничивающим инициативу и творческие возможности обучающегося. Поэтому потребовалось разработать новые методы обучения, основанные на активности личности, так и зародились идеи "свободного воспитания". При всем их разнообразии объединяющей для всех подходов была убежденность в необходимости развивать творческие задатки учащегося, предоставляя ему возможность на собственном опыте активно познавать мир.
В последнее время все больше внимания уделяется применению метода проектов в процессе преподавания различных предметов школьной программы. Можно высказать предположение, что данный метод просто незаменим на уроках информатики и информационных технологий. Проблема применения метода проектов в таком аспекте еще не до конца изучена, и постоянно возникает множество вопросов и споров. Этим и продиктован выбор данной темы. В рамках предмета информатики проектный метод помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет развивать мышление и самостоятельную деятельность, дает возможность обучать групповому взаимодействию.
Практическая ценность работы состоит в том, что приведенные примеры и результаты исследований могут быть использованы учителями в процессе преподавания информатики и ИТ. В исследовании были использованы следующие методы: изучение научной литературы, наблюдение, эксперимент.
6. Теоретическое обоснование опыта
Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.
Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Проектное обучение продиктовано временем. Научно-технический прогресс требует развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Проектное мышление включает в себя и фундаментальные методы познания, необходимые во всякой созидательной деятельности, развитие его видится специалистам необходимой составной частью системы общего образования.
В мировой практике ведутся поиски способов организации самостоятельной деятельности учащихся, предусматривающие вовлечение каждого ученика в активную познавательную деятельность. Одним из способов организации такой самостоятельной работы учащихся является обучение в сотрудничестве.
Обучение в сотрудничестве - это модель использования малых групп учеников в классе. Учебные задания структурируются таким образом, что все члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Учитель оказывается свободным и способным к маневру на занятии. Он может больше внимания уделить отдельным ученикам или группе учащихся. Вместе с тем в нужный момент он может объединить всех учащихся класса, дать необходимые пояснения, прочитать лекцию, если это необходимо и т.д.
Можно наметить следующие типы проектов:
- исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
- творческие. Не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);
- информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
В связи с появлением возможности использования телекоммуникаций появляется и возможность разработки телекоммуникационных проектов.
Под учебным телекоммуникационным проектом понимают совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности. Специфика телекоммуникационных проектов заключается, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.
Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов.
Организация проектов требует тщательной специальной подготовки учителей и учащихся.
От учителя требуется:
- умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
- владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся;
- переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов, классно-урочной системы, коллективных, фронтальных форм работы. Речь идет о приоритетах, о смещении акцентов и не более того;
- владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
- способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
- умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
- практическое владение языком партнера, достаточную осведомленность о культуре и традициях народа, государственном и политическом устройстве страны, ее истории (международный проект);
- владение компьютерной грамотностью;
- умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
От учащихся требуется:
- знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения);
- владение компьютерной грамотностью: умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), обработку получаемых количественных данных с помощью программ электронных таблиц, пользование базами данных, распечатку информации на принтере;
- владение коммуникативными навыками;
- умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач;
- в случае международного проекта - практическое владение языком партнера.
7. Технология опыта
Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.
I этап. Организационный. Включает в себя представление и создание группы учащихся для работы над проектом.
II этап. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта. Он включает определение целей и задач (зачем этот проект, что ученики узнают и чему научатся по завершении работы над этим проектом); обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение проектов (т.е. какие темы будущих проектов помогут ученикам узнать то-то и научиться тому-то, и каков общий план работы над конкретным проектом, обеспечивающий достижение поставленной задачи).
III этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время.
IV этап. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов. Общий простой план на этом этапе становится развернутым, выделяются этапы и их задачи (подзадачи) и распределяются между группами учащихся с учетом их интересов, определяются планируемые результаты и способы их решения, оформления.
V этап. Собственно работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю не вмешиваться в работу группы, выполняя роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.
VI этап. Подведение итогов. На этом этапе группы рассказывают о проделанной работе, результаты обобщаются и оформляются в виде книги, журнала, видеофильма, газеты, Web-сайта.
Организуя работу над проектами, следует начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе по этим проектам.
Прежде всего, необходимо определиться с интересами: должны ли они быть связаны с изучаемым предметом или могут относиться к широкому кругу познавательных и творческих интересов учащихся; насколько эти интересы могут оказаться актуальны для региона, для развития интеллектуальных и творческих способностей ваших учеников. Нужно постараться в каждом предложении учеников увидеть проблему, решение которой могло бы кому-то в чем-то помочь практически.
Очень важно уделить как можно больше внимания самостоятельным видам деятельности учащихся, которые помогут каждому ученику раскрыть свою индивидуальность, но в рамках урока это сделать вряд ли возможно. Необходимо искать дополнительные формы организации самостоятельной деятельности учащихся. Можно обратиться к системе докладов, рефератов и, конечно, проектов, курсовых работ по отдельным вопросам изучаемого предмета. Учащиеся, кто в одиночку, кто в паре, а кто и небольшой группой, систематически могут выполнять самостоятельную работу, требующую от них поиска дополнительной информации, сбора данных, анализа, осмысления фактов. Эти работы для разных ребят могут быть рассчитаны на неделю-две, на месяц и более. Учащиеся, которым необходимы определенные условия для выполнения работ, будут иметь возможность проводить некоторые виды работ непосредственно на уроке, в специально отведенные именно для таких работ часы, или после уроков. Некоторые из подобных проектов могут быть предложены для совместной деятельности с ребятами из других школ, а оперативную связь между ними обеспечат телекоммуникации. Это особенно оказывается полезно в научном и социальном плане, если речь идет об экологии, социологических проблемах.
Итак, на основе всего вышесказанного можно сделать следующее обобщение. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад на конференции; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).
Можно добавить, что проектное обучение - это область научного знания, позволяющего перейти от всеобщей грамотности к всеобщей образованности на планете, отражающей в себе процессы интеллектуализации, информатизации и гуманизации образования, как взаимообусловленные процессы становления нового стереотипа жизни - образования на протяжении всей жизни в поликультурной среде планеты.
Использование метода проектов при изучении темы
"Технология обработки графической информации" (11 класс)
На изучение темы "Технология обработки графической информации" в базовом курсе информатики отводится 9 часов. За это время учащиеся должны познакомиться с прошлым и настоящим компьютерной графики, изучить способы представления графической информации в компьютере, получить начальные сведения о назначении и основных возможностях графического редактора, сформировать навык работы в графическом редакторе.
В ходе изучения данной темы после разбора теоретического материала ("Теоретические основы представления графической информации. Пиксель. Графические примитивы", "Способы хранения графической информации и форматы графических файлов", "Графический редактор: назначение, пользовательский интерфейс и основные функции", "Палитры цветов. Создание и редактирование изображений", "Работа с фрагментами изображения. Аниматоры. Печать графических файлов", по которым имеются сборники заданий и видеофайлы), учащимся предлагается выполнить два проекта: "Чертеж дома вашей мечты" и "Поздравительная открытка". Подготовительным этапом работы над проектами является выполнение тренировочных упражнений для освоения основных приемов работы в графическом редакторе MS Paint, подготовка чертежа (открытки) на бумаге. Практическая часть работы выполняется за компьютером с использованием изученных основных приемов работы в графическом редакторе: рисования прямых и кривых линий, окружностей и эллипсов, прямоугольников, операций копирования, вырезки, вставки фрагментов рисунка и других простейших операций.
На уроке чаще всего приходится использовать групповую форму работы, т.к. дети редко сидят за компьютерами по одному, поэтому ученикам приходится решать, кроме образовательной, коммуникативную задачу - необходимо прийти к общему мнению, наметить и согласовать план работы, выполнить ее. Чем больше возникает споров и обсуждений, тем совершеннее получается работа, тем лучше результат.
Подводя итог, можно сказать, что в изучении темы "Технология обработки графической информации" применение идей метода проектов вполне оправдано. Отработка навыков работы в графическом редакторе MS Paint с использованием метода проектов позволяет добиваться лучших результатов, чем при работе с обычными упражнениями.
Использование метода проектов при изучении темы
"Технология обработки текстовой информации" (11 класс)
На освоение темы в 11 классе по программе выделяется 11 часов. За это время необходимо дать учащимся представление о природе электронного текста, раскрыть положительные и отрицательные стороны электронного текста, объяснить, каким образом кодируются символы для хранения в памяти компьютера (имеется сборник заданий) и сформировать навыки работы в текстовом процессоре (созданы методички по выполнению практических работ на ввод и редактирование текста, форматирование абзацев и символов, операции копирования и вставки, а также видеофайлы, демонстрирующие приемы работы с текстовым процессором). Но, как уже было сказано, простое выполнение тренировочных упражнений не дает высоких результатов, потому что ученик не совсем хорошо представляет, где, в каком случае он сможет применить полученные навыки.
Поскольку изучается текстовый процессор (в нашем случае это MS Word), предназначенный для работы с текстом, нужно работать с текстом, но с таким, который будет интересен и познавателен для учеников. В этом случае не подойдет простое, механическое перепечатывание чужого, часто скучного и непонятного текста, а вот увидеть собственный текст в печатном виде, да еще и красиво оформленным, без ошибок, с иллюстрациями приятно каждому. Выход нашелся легко: учитель русского языка и литературы предварительно дал учащимся задание сочинить рассказ на любую понравившуюся им тему, а ученики получили оценки не только по информатике, но и по русскому языку и литературе.
На уроках информатики они должны были набрать свой текст на компьютере, отформатировать его, подобрать и вставить подходящие иллюстрации. Учащиеся еще медленно набирают текст, однако это задание дает им возможность усовершенствовать навыки работы с клавиатурой. Итогом работы с данными проектами стала выставка работ учащихся и издание литературного альманаха.
Сравнивая работу с текстовым редактором в "режиме упражнений" и в "режиме выполнения проекта", можно сказать, что во втором случае и знаний, и удовольствия дети получили намного больше. Подобная работа позволила детям осознать преимущества работы с электронным текстом, и они увидели возможность применения полученных знаний и умений в повседневной практике.
8. Результативность.
При применении данного метода достигаются высокие результаты обучения школьников информационным технологиям. Сильно повышается интерес учащихся к предмету "Информатика и информационные технологии", хорошо просматриваются межпредметные связи. Учащиеся с удовольствием выполняют учебные проекты, участвуют в различного рода конкурсах, выставках, занимают призовые места. При окончании школы практически все учащиеся владеют всеми навыками и знаниями, оговоренными в стандарте.
9. Рекомендуемая литература
1. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики: Уч. пособие для старших классов. - М.: ООО "Издательство АСТ"; ABF, 2002.
2. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Справочник по информатике для школьников. - Екатеринбург: "У-Фактория", 2003.
3. Зигуненко С.Н. Я познаю мир. Компьютеры и Интернет: Дет. Энциклопедия. - М.: ООО "Издательство Астрель", "Издательство АСТ", 2002.
4. Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика. Базовый курс. Учебник для 7-9 кл. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.
5. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. "Практикум по информатике и информацианным технолониям". - М.: Бином, 2002.
6. "Информатика", Еженедельная методическая газета для учителей информатики, www.1september.ru
7. Босова Л.Л., Разноуровневые дидактические материалы по информатике. Кн. I. - М.: Образование и Информатика, 2001.
8. Босова Л.Л., Чомова Т.Н., Савельева В.С. Обработка текстовой информации. Дидактические материалы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.
9. Голубцов В.Н., Козырев А.К., Тихонов П.И. - Информатика: Лабораторный практикум. Создание комплексных документов в текстовом редакторе Microsoft Word 2000. - Саратов: Лицей, 2003.
10. Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.
11. Макарова Н.В. Информатика. Практикум по информационным технологиям. - СПБ.: Питер, 2001.
12. Соловьева Л.Ф. Компьютерные технологии для учителя. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
13. Шафрин Ю.А. 1500 основных понятий, терминов и практических советов для пользователей персональным компьютером. - М.: Дрофа, 2001.
14. Горлицкая С.И. "О методе проектов"./ Ресурсы Интернета.
15. Селевко Г.К. "Современные образовательные технологии" - М.: Народное образование, 1998.
16. Цветкова М.С. "Столетие проектного обучения"// Приложение к газете "Первое сентября" Информатика, № 20 - 2002 г.
17. Якиманская И., Якунина О. "Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения"//"Директор школы", №3 - 1998 (66).
Новости
14.11.2007 Конференция!


17.10.2007Внимание конкурс!


01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


22.06.2007Итоги конкурса!


20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


16.04.2007


Визит А.А. Фурсенко

Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


28.03.2007Внимание конкурс!


24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


21.11.2006Итоги конкурса!


01.11.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Семинар


10.10.2006Внимание конкурс!


05.09.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Торжественное открытие клуба


01.07.2006Запуск сайта


15.06.2006Начало работы над сайтом



Вход для редакторов
Copyright © ТГТУ, 2006 г.
Сейчас на сайте посетителей - 2