Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 15 декабря 2018 г.
Время:     19 ч. 31 мин.

МАТЕРИАЛЫ
межрегиональной научно-практической конференции
"Информатизация системы образования Тамбовского региона"

Попова Наталия Владимировна
МОУ Староюрьевская СОШ
Учитель информатики и физики

Применение мультимедиа при создании учебных пособий

Наиболее популярная на сегодняшний день тема - создание мультимедийного проекта. Здесь каждый может в полную силу проявить свою творческую индивидуальность, интеллект, знания, художественный вкус. Без знаний подготовки презентаций и создания базы данных, к сожалению, мультимедийный проект не создашь, хотя существуют специализированные программные средства, где достаточно изучить технологию работы в них, чтобы получить в руки многофункциональный инструментарий работы. Мы научим вас делать практически то же самое с помощью типовых программных сред. Важно не то, каким вы располагаете инструментарием, а сама технология создания мультимедийного продукта.
Что же такое мультимедийный продукт? Это очень похоже на документальный фильм, только на компьютере. Здесь есть музыка, цветовые эффекты, движение (анимация), звук. Что же главное в мультимедийном продукте? Как в любом фильме - это сценарий. Вы должны быть одновременно и сценаристом, и режиссером, и художником, и оператором. Надо не только продумать свою тему, но и научиться представлять ее по порциям, соответствующим площади экрана компьютера. Вы, как режиссер и художник, должны продумать оформление каждого кадра и их взаимосвязь. Требуется большая предварительная работа по созданию отдельных слайдов, фрагментов, базы данных. Только после этого можно приступить к монтированию (сборке) всех заранее подготовленных фрагментов.
В настоящее время разработке мультимедийных продуктов уделяется много внимания, особенно, если речь идет о создании компьютерных энциклопедий, электронных учебников, развлекательных и познавательных программ и т. д. Что же такое мультимедийный продукт? Во-первых - это программный продукт, обязательно предоставляющий пользователю интерактивный, т. е. диалоговый, режим работы, который предполагает обмен командами и ответами между человеком и компьютером. Во-вторых, это среда, где используются разнообразные видео- и аудиоэффекты. Она очень напоминает видеофильм, зрителю которого предоставляется возможность самостоятельно выбирать ту или иную сюжетную ситуацию.
Мультимедийный продукт - интерактивная, компьютерная разработка, в состав которой могут входить музыкальное сопровождение, видеоклипы, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных и т. д.
Мультимедийные продукты можно подразделить на:
- энциклопедии;
- обучающие программы;
- развивающие программы;
- программы для детей;
- игры.
В последние годы мультимедийные продукты стали доступны широкому покупателю. Уровень их исполнения далеко не всегда одинаков. Приобретая различные мультимедийные аксессуары, необходимо обращать внимание на следующие показатели:
- качество и достоверность излагаемого материала;
- качество предлагаемого графического материала;
- звуковое сопровождение (текст, музыкальное оформление, музыкальные заставки и т. д.);
- наличие видеоматериалов и их качество;
- интерактивные возможности (различные направления просмотра, глубина изучения материала, возможности вывода на печать и т. д.);
- дружественный интерфейс.
Не каждый готовый программный продукт отвечает этим требованиям, да и ваши личные интересы могут существенно отличаться от предложенного авторами направления. В этом случае вы можете разработать собственный программный продукт, позволяющий раскрыть выбранную вами тему и создать собственный интерфейс. Несмотря на то, что разработка мультимедийного продукта - сложный и дорогостоящий процесс, все больше художников, дизайнеров, не говоря уже о программистах, устремляется в эту захватывающую область.
Для создания мультимедийного продукта могут привлекаться:
1. Языки программирования, для работы с которыми требуется целый коллектив опытных программистов.
2. Инструментальные средства, т. е. специальные программные продукты, такие как Macromedia Director, Formula Graphics Multimedia System, Multimedia Creator, Asymetrix ToolBook, AuthorWare Professional и т. д. Проекты, разработанные таким способом, несколько дешевле, но менее универсальны, т. к. ограничены возможностями применяемого инструмента. Выполнять работу с такими инструментальными средствами могут опытные пользователи.
Разработку мультимедийного продукта в учебных целях можно вести на базе приложений Microsoft Office, а для подготовки материала использовать дополнительные программные продукты, такие как PhotoShop (обработка картинок), Adobe Premier или Vstudio2 (обработка видеоклипов), Stoik Software (обработка изображений и создание морфинга), фонограф Windows 95 (для записи звука и его обработки).
Мультимедийный программный продукт часто содержит базы данных, которые можно реализовать, например, при помощи приложений Access или Works. Демонстрация картинок или клипов осуществляется с помощью приложения PowerPoint. Для создания интерактивного режима используют гиперссылки, которые позволяют обращаться к более подробному комментарию.
Создав первый учебный мультимедийный проект, вы сможете с его помощью разрабатывать уроки по заданным темам или тематические энциклопедии (музыкальные направления, любимые певцы, популярные артисты, новости кино и т.д.). Для этого необходимо иметь два типа программного инструментария:
- для подготовки материала, который должен быть включен в мультимедийный продукт;
- для создания самого продукта.

ОБЗОР ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛА
Материал, включаемый в мультимедийный продукт, может быть представлен рисунками, аудио- и видеозаписями, текстами. Это принципиально разные виды информации, для работы с которыми существуют свои программные среды с соответствующим инструментарием. Ниже рассматриваются наиболее популярные программные продукты для различных видов информации.
Обработка графических объектов
При работе с графическими объектами следует выделить два вида деятельности: сканирование и создание (редактирование) рисунков.
Под сканированием понимается процесс автоматического считывания информации с бумажных носителей при помощи специальных устройств - сканеров, и последующего ввода этой информации в компьютер. Для сканирования рисунков применяются следующие программные продукты.
- PhotoEditor - приложение, входящее в Microsoft Office и позволяющее сканировать рисунки, а также проводить некоторые операции по подготовке графического материала (изменение контрастности, яркости, цветности и ориентации рисунка).
- PhotoPaint - программный продукт, позволяющий сканировать рисунки, а также проводить предварительную обработку материала (подчистка, изменение цвета, изменение ориентации, масштаба, насыщенности цветовой гаммы и т. д.).
С созданием и редактированием рисунков вы уже знакомы. Здесь мы приведем краткую характеристику наиболее распространенных программных сред:
- PhotoShop - программный продукт, позволяющий обрабатывать графические файлы. Этот редактор работает с большим количеством форматов (JPG, GIF, PSD, TIF и другие) и, помимо стандартной обработки рисунков, позволяет пропускать их через различные фильтры (скручивание, барельеф, зернистость, изменение освещенности и т. д.).
- Stoik ArtMen - входит в отечественный программный продукт Stoik Software и позволяет создавать различные варианты живописных стилизаций, например, под акварель, под масло, под гравюру, эмаль и т. д.
- Paint - стандартный графический редактор, позволяющий изменять ориентацию рисунка, выполнять подчистку, вырезать выделенные области. Работает только с файлами в формате BMP и PCX.
Обработка видеозаписей
Работа с видеозаписями требует предварительной оцифровки записанного при помощи видеомагнитофона изображения. Под оцифровкой изображения понимают процесс преобразования материала из аналоговой формы в цифровую, предназначенную для ввода в компьютер. Для оцифровки изображения необходимо оснащение компьютера специальной видеокартой - TV-тюнером и сопутствующими программными продуктами. Оцифрованная видеозапись не требует TV-тюнера, достаточно следующих программных продуктов:
- Vstudio2 - служит для оцифровки видеозаписей с видеомагнитофона; позволяет выполнять монтаж видеофрагментов, осуществляя различные виды перехода фрагментов.
- Adobe Premier - более сложный программный продукт, позволяющий производить оцифровку и монтаж фрагментов с большим количеством переходов между ними. В Adobe Premier можно изменять размеры кадров и их ориентацию (вращение, изменение траектории движения кадра).
- MorphMan - продукт, входящий в Stoik Software и позволяющий осуществлять монтаж видеоматериалов, а также создавать морфинг. Под морфингом понимается процесс перехода от одного изображения к другому посредством их пошагового преобразования.
Данный программный продукт позволяет создавать как статический морфинг, так и морфинг между видеофрагментами. В результате такой обработки создается видеофайл с расширением AVI.
Обработка звука
Фонограф - стандартное приложение Windows 95, позволяющее записывать звук (с CD-дисков, микрофона, по линейному входу) и редактировать его (повышать/понижать звук, увеличивать/ уменьшать скорость, создавать эффект эха).
Обработка текста
Работая с текстом, вы можете какую-то его часть заносить в компьютер непосредственно с клавиатуры, тогда как неизменяемые тексты большого объема удобнее вводить при помощи сканера, что предусматривает дальнейшую обработку текста при помощи специальных программных продуктов.
FineReader - программа, служащая для преобразования сканированных материалов в текстовую форму для дальнейшей обработки в текстовом процессоре.

ОБЗОР ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ СОЗДАНИЯ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОЕКТОВ
- Macromedia Director - служит для создания презентаций и мультимедийных продуктов. Данный программный продукт поддерживает ММХ-технологии и позволяет работать с кнопками, слайдами, клипами, анимацией и т. д.
- Formula Graphics Multimedia System - обеспечивает подготовку мультимедийных программ, работающих в интерактивном режиме.
Перечисленные программные продукты являются дорогостоящими и потому малораспространенными среди пользователей. Что же касается создания мультимедийных проектов в школе, то для этого достаточно использовать приложения Microsoft Office, имеющие весьма широкие возможности. Если вы хотите включить в ваш проект базы данных, то необходимо приложение Access; если вы готовите презентацию с эффектами анимации - PowerPoint.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПРОЕКТА
При создании мультимедийного проекта необходимо обратить внимание на критерии, которые отличают хороший продукт от посредственного. Первое, что следует учесть,- это тема проекта. Она должна быть интересна для большого числа пользователей, тогда продукт будет популярен. При выборе темы одинаково важны степень ее актуальности, острота рассматриваемых вопросов, возможность творческого и культурного развития, расширения кругозора. Второй важный момент при создании проекта - это его практическая цель, которая может состоять:
- в демонстрации какой-то информации (например, подборка о ваших любимых певцах);
- в обучении каким-то навыкам (например, как делать прически или готовить блюда);
- в передаче знаний о какой-либо области (например, создание мультимедийных уроков или справочников по предметам).
Третьим важным моментом при создании проекта является хороший сценарий и качество предоставляемых услуг в процессе работы. От удобства работы с представляемой вами информацией зависит спрос на ваш проект. Четвертым важным моментом является качество графического и видеоматериала. Наличие видеоматериалов улучшает восприятие любой информации, а высокое качество графики дает возможность наслаждаться картинками и слайдами, тогда как низкое качество вызывает дискомфорт и препятствует восприятию материала. Последнее, что можно отметить,- это качество привлекаемых для проекта текстов. Ни в коем случае нельзя допускать наличия орфографических или стилистических ошибок. Не менее важна оперативность, полнота и достоверность информации.
Приступая к работе над проектом, необходимо выбрать модель представления данных, которая должна отвечать следующим требованиям:
- наглядность представления информации;
- простота ввода информации;
- удобство поиска, просмотра и отбора информации;
- возможность использования информации из других программных продуктов;
- возможность перенастройки проекта (добавление новой информации или удаление ее);
- дружественный интерфейс, обеспечивающий интерактивный режим.
При разработке мультимедийного проекта желательно соблюдать определенную последовательность этапов работы.
I этап. Выбор темы и постановка проблемы
Определившись с темой, следует четко написать задание для создания мультимедийного продукта, где должны быть указаны его назначение и цель.
II этап. Анализ объекта
На этом этапе рассматривается, из каких объектов может состоять проект, а также какими параметрами характеризуются эти объекты. Если вы создаете мультимедийную энциклопедию по биологии, то в качестве объектов можно рассматривать отдельные программные продукты для каждого вида животных. При создании мультимедийного урока необходимо предусмотреть такие его составляющие, как пояснительная часть, работа с материалом, контролирующая часть.
После разделения мультимедийного проекта необходимо рассмотреть свойства каждого отдельного объекта. Все эти сведения можно расположить в виде отдельных записей и таблиц.
III этап. Разработка сценария и синтез модели
При разработке сценария необходимо предусмотреть последовательность работы с продуктом, возможность изменения хода работы и выход из него (завершение работы). Важно просчитать потенциальные аварийные ситуации с целью их предотвращения, а также проверить степень инвариантности работы, т. е. возможность достижения одного и того же результата разными путями.
В сценарий должно быть заложено звуковое оформление процесса работы, например музыкальное или любое другое звуковое сопровождение текста, появляющегося на экране. При этом следует учитывать, что ни то ни другое не должно утомлять и мешать работе. Можно предусмотреть возможность отключения звука, если программный инструмент позволяет это сделать.
Используя результаты анализа на втором этапе, необходимо выбрать определенную модель будущего проекта. Это может быть, например, иерархическая модель, обеспечивающая вызов отдельных программных продуктов или элементов проекта. После выбора модели необходимо нарисовать ее схему с указанием связей между приложениями или узлами.
IV этап. Форма представления информации и выбор программных продуктов
После разработки сценария и создания модели необходимо определить программные продукты для реализации проекта. На этом этапе необходимо обеспечить себя двумя видами программных продуктов:
- для подготовки и обработки материалов, составляющих проект: графических объектов, аудио- и видеозаписей, текста;
- для создания мультимедийного продукта, т. е. непосредственный инструментарий работы.
После выбора программных средств необходимо выбрать форму представления информации и инструменты для ее реализации. Если в ваш проект входят базы данных, разработанные в приложении Access, то информацию можно представить в виде таблиц или форм. В качестве инструментария могут служить Панели инструментов или Мастера по созданию форм и кнопок. В PowerPoint информация будет представлена в виде отдельных слайдов или объектов (текстовых или графических). В качестве инструментария PowerPoint выступают панели анимации, рисования или форматирования.
V этап. Синтез компьютерной модели объекта
После рассмотрения возможностей, которыми располагают выбранные вами программные продукты, можно приступить к реализации вашего проекта на компьютере. В процессе создания компьютерной модели вам предстоит пройти две стадии.
Стадия 1. Подготовка материала для работы
На этой стадии подготавливается графический, текстовый, аудио- и видеоматериал при помощи выбранных вами программных продуктов. Работая с графической информацией, следует обратить внимание на то, что чем выше качество ваших рисунков, тем больше места они будут занимать на винчестере и в памяти компьютера и тем медленнее будет работать ваш продукт. При создании видеоклипов следует обратить внимание на размер кадра и степень сжатия информации. При создании видеоклипов с размером кадра во весь экран объем файла может составлять сотни мегабайт. При малой степени сжатия и больших размерах кадра резко падает скорость воспроизведения клипа. Выбор тех или иных параметров также зависит от возможностей вашего компьютера.
Работа по подготовке материала требует хороших навыков, которые приходят по мере накопления опыта.
Стадия 2. Создание мультимедийного продукта
На этой стадии создается компьютерная модель вашего мультимедийного проекта на базе подготовленного материала и выбранных программных средств. Следующая тема будет посвящена рассмотрению всей технологии этого процесса на конкретных примерах.
VI этап. Работа с мультимедийным продуктом
Теперь можно работать с созданным вами мультимедийным продуктом: осуществлять просмотр, поиск, отбор информации и т. д.
Применение цифровой мультимедиа и новых информационных технологий для создания веб-совместимых электронных интерактивных учебных пособий и презентаций является мощным вспомогательным средством обучения. Архитектура электронных средств обучения может быть самой разнообразной в зависимости от методов обучения.
Презентация или фильм может выполнять любую функцию по желанию - информативную, познавательную, демонстрационную и др. Компьютерные технологии позволяют создавать такие виртуальные модели, которые способны имитировать реальное восприятие.
Применение цифровой мультимедиа и новых информационных технологий для создания веб-совместимых электронных интерактивных учебных пособий и презентаций открывает новые возможности организации и представления учебного материала, новый художественно-творческий подход к ведению учебного процесса.
Компьютерная графика превратилась из новшества в необходимость, однако мультимедийные технологии имеют особое использование при проектировании различных Web-презентаций, среди которых особое место занимают лекции, учебники и учебные пособия. Они способствует акцентированию внимания на творческом подходе к созданию проекта.
Создавая презентацию преподаватель или проектировщик курса может предложить визуальный материал различной сложности, к тому же необходимо учитывать многие факторы, которые могут повлиять на конечный продукт: степень интеллектуального развития слушателей, психологическая устойчивость и различные другие личностные факторы.
И последний, вероятно, решающий фактор - визуальные графические анимационные и интерактивные разработки имеют мало ограничений в области дизайна, придают глубину и очарование работам.
Резюмируя рассмотренный выше подход, следует отметить, что одним из возможных путей оптимизации методов обучения является создание на высоком научно-методическом уровне электронного учебного издания.
Можно выделить основные этапы проектирования электронного учебного издания:
- построение модели содержания учебного материала;
- разработка сценария для пособия;
- построение сценариев и алгоритмов для учебных пакетов.
Таким образом, на современном этапе комплексом обучающих средств может стать информационно-обучающая среда электронного учебного пособия, основное назначение которого - формирование и закрепление новых знаний, умений и навыков в определенной предметной области, в определенном объеме и индивидуальном режиме.
Рекомендации по использованию: (кто и где может применить) для преподавателей высшей технической школы, слушателей факультетов после вузовского образования, желающих получить квалификацию "Преподаватель высшей школы", аспирантов и магистрантов, а также студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям.

Литература:
1. Н.В.Макарова. Информатика 10-11 класс.- СПб.: Питер, 2003г.
2. О.Ефимова, В.Морозов, Н.Угринович. Курс компьютерной технологии с основами информатики.
Новости
14.11.2007 Конференция!


17.10.2007Внимание конкурс!


01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


22.06.2007Итоги конкурса!


20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


16.04.2007


Визит А.А. Фурсенко

Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


28.03.2007Внимание конкурс!


24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


21.11.2006Итоги конкурса!


01.11.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Семинар


10.10.2006Внимание конкурс!


05.09.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Торжественное открытие клуба


01.07.2006Запуск сайта


15.06.2006Начало работы над сайтом



Вход для редакторов
Copyright © ТГТУ, 2006 г.
Сейчас на сайте посетителей - 2