Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 15 декабря 2018 г.
Время:     19 ч. 37 мин.

МАТЕРИАЛЫ
межрегиональной научно-практической конференции
"Информатизация системы образования Тамбовского региона"

Жигачева Ольга Станиславовна
ТОГОУ ДОД "Дворец творчества детей и молодежи"
Методист

Особенности дистанционного обучения в дополнительном образовании детей

В развитии общества значительную роль играют коммуникационные факторы. Прогресс в компьютерных технологиях и средствах телекоммуникации создал принципиально новые возможности для общения между людьми. Внедрение компьютерных технологий дает возможность перехода на качественно иной уровень образования.
Использование новых образовательных технологий открывает реальные возможности для построения образовательной системы, основанной на принципах открытого информационного пространства. Одной из перспективных технологий в открытой системе образования является технология дистанционного обучения.
Отличительной особенностью дистанционного обучения является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории.
Эффективность дистанционного обучения во многом зависит от качества используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому следует уделять большое внимание педагогической, содержательной организации дистанционного обучения.
Можно выделить ряд концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный курс дистанционного обучения (по В. Канаво):
- в центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание);
- важно, чтобы обучаемый научился самостоятельно приобретать знания, пользуясь разнообразными источниками информации; умел с этой информацией работать, используя различные способы познавательной деятельности и имел при этом возможность работать в удобное для него время;
- самостоятельное приобретение знаний не должно носить пассивный характер, напротив, обучаемый с самого начала должен быть вовлечен в активную познавательную деятельность, не ограничивающуюся овладением знаниями, но непременно предусматривающую их применение для решения разнообразных проблем окружающей действительности;
- организация самостоятельной (индивидуальной или групповой) деятельности обучаемых в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, адекватных специфике данной формы обучения, стимулирующих раскрытие внутренних резервов каждого ученика и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы;
- дистанционное обучение предусматривает активное взаимодействие как с преподавателем - координатором курса, так и с другими партнерами, сотрудничество в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности. Проблемы социализации весьма актуальны при дистанционном обучении;
- система контроля должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (предусмотренной в структуре учебного материала, оперативного обращения к преподавателю или консультанту курса в любое удобное для обучаемого время), автоматического контроля (через системы тестирования), так и отсроченного контроля (например, при очном тестировании).
Приведенным выше положениям хорошо соответствует мультимедийная система управления обучающими материалами VitaLMS, которая помогает в полной мере осуществлять такие достоинства дистанционного обучения, как:
Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.
Доступность и открытость обучения - возможность учиться удаленно от места обучения.
Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию - появляются новые возможности для выбора курсов обучения.
Индивидуальность систем дистанционного обучения - дистанционное обучение носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Опыт показывает, что обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются.
Однако, процесс информатизации дополнительного образования детей неразрывно связан с процессом информатизации всей системы образования. Технически решить проблему дистанционного обучения в настоящее время можно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния, любого объема и содержания. Но стройная система дистанционного обучения (и в целом информационных технологий) в системе дополнительного образования детей пока не сложилась. Такое отставание от передовых современных технологий отзывается целым рядом разного рода проблем. В частности, значительным пробелом остается информационно-методический вакуум на вертикальном (федеральном и региональном) уровне.
Нами, в областном Дворце творчества детей и молодежи, сделана попытка осуществления проекта областной заочной школы одаренных детей (ОЗШОД). К сожалению, у подавляющего большинства слушателей ОЗШОД (особенно проживающих в сельской местности) нет доступа в интернет из-за недостаточной развитости всей информационно-коммуникационной инфраструктуры, поэтому обучение ведется посредством сильно упрощенной кейс-технологии. Трудности построения системы дистанционного обучения в дополнительном образовании детей обостряются недостаточной компьютерной грамотностью не только обучаемых, но (самое главное) обучающих.
Таким образом, выпуклее выходят на первый план недостатки дистанционного обучения:
- отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Сложно создать творческую атмосферу в группе обучающихся;
- необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет. Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет, нужна техническая готовность к использованию средств дистанционного обучения;
- высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей - для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
Хочется верить, что развитие дистанционного обучения в системе российского образования будет продолжаться и совершенствоваться по мере развития интернет-технологий и совершенствования методик.
Широкое распространение дистанционное обучение в России получит тогда, когда появятся соответствующие технические возможности и хорошие телекоммуникационные каналы. Думается, что дальнейшее развитие систем дистанционного обучения будет предполагать обеспечение максимальной интерактивности. На самом деле не секрет, что обучение только тогда становится полноценным, когда достигается имитация реального общения с преподавателем, - вот к этому и следует стремиться, так как бесспорен тот факт, что дистанционное обучение в воспитательно-образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей имеет огромный педагогический потенциал.
Новости
14.11.2007 Конференция!


17.10.2007Внимание конкурс!


01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


22.06.2007Итоги конкурса!


20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


16.04.2007


Визит А.А. Фурсенко

Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


28.03.2007Внимание конкурс!


24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


21.11.2006Итоги конкурса!


01.11.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Семинар


10.10.2006Внимание конкурс!


05.09.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Торжественное открытие клуба


01.07.2006Запуск сайта


15.06.2006Начало работы над сайтом



Вход для редакторов
Copyright © ТГТУ, 2006 г.
Сейчас на сайте посетителей - 2