Поиск:
г.Тамбов, ул. Ленинградская 1
Наши партнеры


Сегодня: 25 октября 2021 г.
Время:     17 ч. 36 мин.

Педагогические инициативы

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

к.т.н. Мосягина Н.Г, Садовникова Р.А., Шильдяева Л.В.

Профессиональный лицей ГОУ ВПО ТГТУ, г.Тамбов
e-mail: pl17@pochta.ru

В докладе рассмотрены вопросы подготовки квалифицированных специалистов в области информационных технологий, показана значимость развития навыков самообучения и самоконтроля, творческой работы студентов как элемента подготовки к аналитической, теоретической и практической деятельности в современном мире, пути решения рассматриваемых проблем на основе информационно- коммуникационных технологий.
Для работы в условиях современной технической цивилизации требуются специалисты, обладающие не только отличными профессиональными навыками, но и способностью принимать правильные решения в нестандартных ситуациях, умеющие быстро перестроиться, научиться работать в общей связке с техническим прогрессом, обладающие навыками творческого, аналитического мышления. Но стать таким специалистом возможно только при условии постоянного самосовершенствования, самообразования. Настоящий специалист должен уметь самообучаться. Задача образовательных учреждений не только дать современные теоретические знания и практические навыки, но и научить студента самообразованию, чтобы он осознал необходимость добровольного, постоянного подъема по лестнице профессионализма.
К основным вопросам, которые необходимо учитывать при выборе правильной оценки ситуации развития навыков самообучения и самоконтроля студентов как элемента самоподготовки к аналитической теоретической и практической деятельности в современном техническом мире, относятся такие, как:
  • наступление техногенной цивилизации;
  • рынок высокотехнологичного труда молодых людей;
  • концептуальная стратегия повышения качества обучения;
  • метод проектов;
  • проблемное обучение;
  • свобода выбора;
  • модульное обучение;
  • дистанционная модель образования;
  • принцип самостоятельности;
  • личностные качества студентов;
  • творческая продуктивность;
  • профессиональное призвание.
В современном мире молодые динамичные люди все более находят применение своей растущей компетентности. Познавательная склонность молодого человека должна трансформироваться в активность исследовательского типа и творчество. Для деятельной жизни в обществе технологий просто необходима "прививка" научной аналитичности ума.
В настоящее время имеет место усложнение знаний, образующих профессиональную квалификацию, так как современный и будущий работодатели заинтересованы в таком работнике, который наделен следующими качествами:
  • умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения);
  • обладает творческим мышлением;
  • обладает богатыми профессиональными знаниями.
Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Чтобы сегодня специалист был востребован при любых условиях, его не просто надо научить - его надо научить учиться самостоятельно. Формирование потребности и готовности к самостоятельному познанию, становится формулой успеха для современного выпускника. Путь к успеху лежит, прежде всего, через упорную самостоятельную работу.
Качественное профессиональное образование позволяет выпускнику быть востребованным со стороны работодателей и общества, конкурентоспособным и успешным в выбранной сфере профессиональной деятельности и, следовательно, должно обеспечивать:
  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры;
  • формирование у обучающегося картины мира, адекватной современному уровню развития науки;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование гражданственности, способности выпускника интегрироваться в современное общество;
  • формирование уровня профессиональной компетентности и профессиональной подготовки, адекватной сегодняшним и перспективным потребностям направления профессиональной деятельности, выбранного обучающимся.
Главное стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно - ориентированного образования, в котором личность студента была бы в центре внимания педагога, психолога, а познавательная деятельность была бы ведущей в тандеме преподаватель - студент, чтобы традиционная парадигма образования - преподаватель - учебник - студент была заменена на новую парадигму - студент - учебник- преподаватель.
Образовательный процесс строится на основе логики деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в к обучению. Проблемное обучение способствует более глубокому усвоению пройденного материала, способствует развитию аналитического, творческого мышления. Проблемное обучение может быть применено как в заданиях, так и при самостоятельной подготовке. В связи с этим особую роль в учебном процессе важное место будет занимать самоанализ собственных результатов и самоконтроль.
Доминантная способность личности человека - самоорганизация. В психике заложены атрибутивные функции: самоанализ, самоцелеполагание, самоконтроль, самокоррекция. Эти функции могут развиваться только в деятельности. Особенно важно, чтобы в заданиях чаще использовались проблемы творческого уровня - на развитие критического мышления, исследовательских умений (сравнить, систематизировать, найти логическую ошибку, ее причину, оценить преимущества и недостатки, привести аргументы и контраргументы, составить проверочные тесты по теме, защитить реферат по проблеме) и достижения нового знания.
Определяющими требованиями к подготовке квалифицированных специалистов в области информационных технологий являются высокая информационная грамотность, владение современными технологиями обработки и передачи информации в условиях постоянного развития и обновления компьютерной техники, знание особенностей, состава и структуры технического, программного, лингвистического, информационного и организационного обеспечения информационных систем в различных отраслях применения.
Необходимой предпосылкой для успешного внедрения инновационных технологий, открывающих принципиально новые возможности организации самостоятельной работы и развития учебной автономии, является создание соответствующей материально-технической базы. Наиболее эффективным путем решения проблемы является формирование информационной образовательной среды, дающей возможность целенаправленной подготовки и самоподготовки обучающихся, получения новейшей информации, доступа к библиотечным фондам и мировым информационным ресурсам, всестороннего развития личности. В ее состав должны входить электронные учебники, лабораторные практикумы, тестирующие, демонстрационные программы, учебные видеофильмы, тренажеры, электронные справочники, программы развивающего характера.
Применение электронных средств обучения при изучении общих и специальных дисциплин позволит осуществлять разностороннюю проверку знаний и умений каждого обучающегося, оптимизировать процесс обучения (сокращение временных затрат за счет автоматизированного процесса регистрации, получения и обработки результатов, генерации заданий), оценить их практические умения и повысить творческую активность (поиск оптимальных решений с использованием электронного учебника при выполнении практических заданий и т.п.). Использование в электронных пособиях мультимедиа-составляющих способствует повышению интереса обучающихся к уроку, помогает лучше усваивать материал, а система комментариев, пояснений, организация диалогов с пользователем делает работу с электронными средствами обучения интересной и понятной. Электронные учебники должны иметь многоуровневую структуру, позволяющую выбрать собственную стратегию изучения учебного материала.
На практических и лабораторных занятиях следует использовать учебные видеофильмы, виртуальные лабораторные практикумы, позволяющие вовлечь обучающихся в творческую работу, проводить самостоятельные исследования.
Наличие обратной связи в образовательных электронных изданиях поможет оценить и скорректировать результаты образовательной деятельности, выбрать наиболее эффективную стратегию управления процессом обучения, а также оказать существенную помощь в процессе самоконтроля обучающегося.
Важно отметить, что для проведения процесса обучения требуется создать необходимые условия.
Согласно результатам исследований, проведенных по всему миру, качественное ускоренное обучение для любого возраста основано на том, что все хорошие тренинговые и образовательные программы основаны на шести ключевых принципах:
  1. Лучшее "состояние" для обучения.
  2. Формат представления информации, который задействует все ваши органы чувств и который является одновременно расслабляющим, веселым, разнообразным, быстрым и стимулирующим.
  3. Творческое и критическое мышление, помогающее "внутренней обработке информации".
  4. "Активация" - для того, чтобы сделать материал более доступным, с использованием игр, шуток и сценок, плюс масса возможностей попрактиковаться.
  5. Связь полученных знаний с реальной жизнью.
  6. Регулярное повторение и сеансы анализа, а вместе с ними - возможность отпраздновать получение новых знаний.
Доброжелательная, гостеприимная атмосфера, использование музыки (Вивальди, Бах, Гендель и др.) позволят создать климат для взаимодействия и общения. Окружающая обстановка должна быть соответствующей: живые цветы, эффективные плакаты (проекционные слайды, картинки, полученные с помощью PowerPoint, красочные лекционные плакаты).
Практическая деятельность: яркая разноцветная обстановка, плакаты и др. - стимулируют зрительно обучающихся, музыка плюс немедленно начавшаяся активная деятельность - обеспечивают активацию трех уровней мозга: мыслящего, чувствующего и действующего. Необходимо осуществить разрушение психологических барьеров на пути к обучению. Обучающиеся должны поставить перед собой цели и определить, каких результатов они ожидают от обучения. В создании таких условий обучения немаловажную роль следует отвести мультимедиа-технологиям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Загуменнов Ю.Л. Пособие "Эффективность и совершенствование работы школы за рубежом". НИО. Мн.: АСАР, 1999г. 174 с.
  2. Гордон Драйден, Джанет Вос. Правильно учиться - значит учиться легко, быстро и весело// Школьные технологии, № 4. - М., 2005. -С. 190 - 201.
  3. Т.И.Шамова и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Г.Н.Шибанова; Под ред. Т.И.Шамовой. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.-384 с.
  4. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Центр инновационных технологий. Казань- 2006 . - 606c Барышникова З.А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие. М, 1998.- С. 19-21.
  5. Соловов А. В. Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учеб. пособ. / А.В. Соловов. -Самара: Изд-во СГАУ, 1995. - 298 с.
  6. Краснова Г. А. Технологии создания электронных обучающих средств / Г. А. Краснова, М. И. Беляев, А. В. Соловов. М.: МГИУ, 2002. 304 с.
  7. Безрукова В. С. Педагогика профессионально - технического образования / В. С. Безрукова. Свердловск: СИПИ, 1989. - 82 с.
  8. Роборт И. В. Организация информатизации образования / И. В. Роборт // Информатика и образование. 2002. № 4. С. 32-34.
  9. Мифы и задачи профобразования: Сб. статей. - М: Эврика, 2005. - 272 с.
Новости
14.11.2007 Конференция!


17.10.2007Внимание конкурс!


01.09.2007Поздравляем всех с 1 сентября!
Ждем Вашего активного участия в работе Клуба в новом учебном году!


22.06.2007Итоги конкурса!


20.06.2007Добавлены новые мультимедийные учебно-методические материалы


16.04.2007


Визит А.А. Фурсенко

Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко


28.03.2007Внимание конкурс!


24.11.2006В ТРЦ ФИО состоялся выпуск юбилейного 5000-го слушателя


21.11.2006Итоги конкурса!


01.11.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Семинар


10.10.2006Внимание конкурс!


05.09.2006


Фотоальбом
Видеофильм

Торжественное открытие клуба


01.07.2006Запуск сайта


15.06.2006Начало работы над сайтом



Вход для редакторов
Copyright © ТГТУ, 2006 г.
Сейчас на сайте посетителей - 8