Раздел 1. Проектирование типового сайта образовательного учреждения
1.1. Виды и характеристики образовательных сайтов

Сайты образовательных учреждений относятся к группе образовательных сайтов. Под образовательным веб-сайтом понимается совокупность веб-страниц с повторяющимся дизайном, несущих в себе целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, объединенных по смыслу, навигационно и физически находящихся на одном сервере, использование которых может сопровождаться аттестацией обучающихся.

Образовательные сайты можно разделить на следующие виды.

  1. Сайты учебных заведений
  2. сайты учреждений общего среднего образования (начальных школ, школ, гимназий, лицеев), в том числе с организацией дистанционных родительских собраний, проведением конкурсов, с информационной поддержкой, коммуникациями с внешним миром (например,

    • www.tofmal.ru/ - МОУ лицей №14,
    • ryabov-school.nm.ru/ - лицей имени Рябова);

    сайты факультетов и кафедр вузов (например,

    • jurfak.spb.ru/ - сайт юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета,
    • asp.tstu.ru/ - кафедра "Автоматизированные системы и приборы" Тамбовского государственного технического университета
    • www.otd.tstu.ru/ - кафедра "Информационные системы" Тамбовского государственного технического университета

    сайты высших учебных заведений (например, www.tstu.ru - Тамбовский государственный технический университет);

    сайты учреждений профессионального образования (колледжей, техникумов) (например, tpt.da.ru/ - Тамбовский приборостроительный техникум);

  3. Сайты научных исследований
  4. сайты исследовательских работ учащихся, студентов, учителей, преподавателей, научных работников (например, psj.nsu.ru/facult/gasdisch/works/hol_cat/kurs_96.php - исследовательская работа по физике студентов Новосибирского государственного университета,

    сайты "научные лаборатории" (например, www.nsu.ru/materials/ssl/ - научная физическая лаборатория школьников);

    сайты "творческие мастерские" (например, users.omskreg.ru/~kolosov/school/programs/ - дистанционная школа творчества);

    сайты научно-исследовательских и учебных центров (могут содержать в себе три вышеперечисленных подтипа) (например,

    • www.physicon.ru/ - сайт компании ФИЗИКОН, российского разработчика учебных компакт-дисков по естественным наукам и систем дистанционного обучения для Интернет,
    • iccc.botik.ru/ICCC/ - Международный детский компьютерный центр,
    • www.citmgu.ru/ - центр информационных технологий

  5. Сайты справочного характера
  6. Различные электронные энциклопедии (например,

    • www.encyclopedia.ru/ - мир энциклопелий,
    • niac.natm.ru/graphinfo - энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР,
    • mega.km.ru/pc/ - энциклопедия персонального компьютера
    • www.viruslist.com/ru/ - самая большая в мире энциклопедия компьютерных вирусов);

    сайты-словари (например,

    • www.primavista.ru/dictionary/ - каталог словарей,
    • www.glossary.ru/ - служба тематических толковых словарей);
    • сайты-каталоги (например, www.codenet.ru/ - каталог ссылок по информатике и информационным технологиям);

    базы данных (например,

    • www.gpntb.ru/win/search/alg.html - фонд алгоритмов и программ,
    • liinwww.ira.uka.de/bibliography/ - библиографическая база данных по информатике на английском языке);

    сайты, содержащие справочную информацию о проводимых конференциях, конкурсах, семинарах научного и образовательного направления, о предоставляемых грантах (например,

    • ito.edu.ru/ - конгресс конференций "Информационные технологии в образовании",
    • olympiads.mccme.ru/ - "Олимпиады для школьников" - информация об олимпиадах и других мероприятиях для школьников (объявления о предстоящих мероприятиях, условия, решения задач, результаты участников состоявшихся олимпиад)

  7. Сайты соревновательных и информационных Интернет-проектов
  8. сайты телекоммуникационных олимпиад и викторин (например,

    • www.vspu.ac.ru/de - Воронежские телекоммуникационные олимпиады и викторины,
    • olympiads.ru/ - Олимпиадная информатика,

    сайты для проведения образовательных конкурсов (например, www.thinkquest.ru/ - международный конкурс ThinkQuest для школьников, студентов и их наставников по созданию веб-сайтов образовательной тематики, www.samlit.samara.ru/clnew/reg.shtm - ежегодный открытый очно-дистанционный фестиваль "Компьютерная страна";

    сайты информационно-развлекательных проектов образовательной тематики (например,

    • school-sector.relarn.ru/ - "Школьный сектор"- информационно-развлекательный проект для школьников и их учителей,
    • school.holm.ru/ - 'Школьный мир');
    сайты для формирования связей между студентами и преподавателями, школьниками и учителями, школьниками и родителями (например, www.college.ru/ - "Открытый колледж",

  9. Сайты дистанционного образования
  10. сайты типа "учебно-методическое пособие" или "электронный курс лекций" (например,

    • www.burenina.narod.ru/ - школьный курс экологии для учащихся старших классов.
    • club-edu.tambov.ru/methodic/mm/index.html - учебно-методическое пособие "Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов"
    • thl.narod.ru/tehnologia/informatika/ - курс лекций "Основы информатики"

    сайты типа "лабораторный практикум" (например, лабораторные работы

    • www.apto.tstu.ru/win-1251/lab/sreda/ope/ob_ecol_html/lab-rab.html - Лабораторные работы по курсу "Оборудование промышленной экологии"
    • khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/tv/lab/index.html - лабораторные работы по курсу 'Теория вероятностей и математическая статистика',
    • khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/pgm/lab/index.html - лабораторная работа по курсу 'Основы программирования и алгоритмические языки';

    сайты, типа "электронный задачник" (в настоящее время их в Интернете не так уж и много, а если и есть, то находятся на закрытых разделах) (например,

    • mschool.kubsu.ru/ingtr/tipovoy.htm - задачник по теории вероятностей и математической статистике),
    • tiukanov.boom.ru/teach/pp/index.htm - практикум по программированию);

    сайты типа "электронный учебник", предусматривающий различные формы сочетания очного и дистанционного обучения (например,

    • khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/datastr/book/index.html - учебное пособие 'Модели и структуры данных',
    • www.nmarket.ru/program/delphi/lessons-2/ - электронный учебник по Delphi);

    сайты для тестирования, оценки знаний (например;

    • altnet.ru/~mcsmall/cat_inf.htm - тестирование по информатике и информационным технологиям,
    • tests.specialist.ru/ - тесты по программному обеспечению,
    • iit.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=52&Itemid=70 - итоговые тесты по курсу "Информатика и информационные технологии";

    сайты центров дистанционного обучения и центров тестирования (могут содержать на своих страницах все четыре вышеперечисленных подтипа) (например,

    • www.eidos.ru/ - Центр дистанционного образования "Эйдос",
    • dlc.miem.edu.ru/- образовательный портал центра дистанционного обучения МИЭМ,

  11. Сайты для распространения культурной и образовательной информации
  12. виртуальные библиотеки (например,

    • www.lib.ru/ - библиотека Максима Мошкова,
    • www.litportal.ru/ - электронная библиотека,
    • alglib.sources.ru/ - библиотека алгоритмов,
    • www.rusdoc.ru/ - компьютерная электронная библиотека: документация, программные руководства, операционные системы и языки программирования, книги, публикации,

    сайты библиотек (например,

    • www.gpntb.ru/ - Государственная публичная научно-техническая библиотека России,
    • www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека,

    виртуальные журналы и газеты образовательной тематики (например,

    • www.informika.ru/text/magaz - раздел "Газеты и журналы" сайта ФГУ ГНИИ информационных технологий и телекоммуникаций,
    • num-meth.srcc.msu.su/ - научный журнал "Вычислительные методы и программирование",
    • mech.math.msu.su/~fpm/ - "Фундаментальная и прикладная математика",
    • vio.fio.ru - "Вопросы Интернет-образования",

    сайты образовательных газет и журналов (например,

    • inf.1september.ru/newspaper.php?year=2003&num=15 - Педагогическое издание "1 сентября" - газета "Информатика",
    • www.informika.ru/text/magaz/comprog/n1-20/n1-20.html -электронная версия журнала "Компьютерные учебные программы",
    • www.informika.ru/text/magaz/it/ - "Информационные технологии",
    • www.ug.ru/ - "Учительская газета",
    • virlib.eunnet.net/mif/ - "МИФ - математика, информатика, физика";

    виртуальные музеи (например,

    • schools.keldysh.ru/sch444/MUSEUM/ - Виртуальный музей информатики (на этом сайте также имеется каталог виртуальных музеев всего мира по информатике),
    • www.computer-museum.ru/index.php - виртуальный компьютерный музей,
    сайты музеев (например, dual.deol.ru/culture/museum/politeh/politeh.htm - политехнический музей,

    виртуальные клубы (кафе) (например,

    • сlub-edu.tambov.ru - Тамбовский педагогический клуб работников образования,
    • www.child.ru/ - Московский детский клуб "Компьютер").

  13. Сайты типа виртуальных методических объединений
  14. сайты методического объединения учителей по школьным предметам (например,

    • www.pedsovet.org/ - Виртуальное методическое объединение учителей "Всероссийский интернет-педсовет";
    • center.fio.ru/method/subject.asp?id=10000089 - сетевое объединение методистов "В помощь учителю",
    • vmoui.narod.ru/global.html - виртуальное методическое объединение учителей информатики);

    сайты для тематических телеконференций и чатов в online режиме по вопросам образования (например,

    • forum.citforum.ru - форумы по информатике и информационным технологиям,
    • alglib.chat.ru/ - форум по алгоритмам,
    • www.edu.yar.ru/russian/org/suppl-ed/dlc/teleconf.html - сервер телеконференций,
    • www.edu.nsu.ru/ites/ - телеконференции "Информационные технологии в образовании",
    • forum.ru-board.com/ - компьютерный форум);

    сайты творческого взаимодействия учителей, преподавателей в сети (например,

    • school-sector.relarn.ru/ - еженедельник "Педсовет по средам" (на сайте "Школьный сектор") для отработки методических приемов использования в учебном процессе существующих телекоммуникационных проектов, для обмена опытом,
    • club-edu.tambov.ru/main/methodic/ - хранилище методических материалов Интернет-клуба работников образования Тамбовской области;
    • teacher.fio.ru/index.php?c=44 - педагогическая мастерская - копилка методических идей и находок лучших учителей и методистов страны, разработки уроков и сценариев внеклассных мероприятий);

    сайты для повышения квалификации педагогических кадров (например,

    • ipk.admin.tstu.ru/intel/ - сайт программы Intel "Обучение для будущего" в Тамбове,
    • www.tambov.fio.ru/ - Тамбовский региональный центр федерации Интернет образования,
    • www.ipkro.isu.ru/ - проект "Информационно - методическая INTERNET - поддержка учителей",
    • www.botik.ru/~robot/ - "Роботландия" - дистанционное обучение для учителей и учеников,
    • www.9151394.ru/ - курсовая система повышения квалификации учителей "Использование информационных и коммуникационных технологий в обучении").

  15. Сайты консультативного назначения
  16. консультативные сайты для учителей и учеников, студентов и преподавателей по общеобразовательным предметам (например,

    • www.nsu.ru/materials/ssl/distance/about.html - дистанционный консультационный пункт для старшеклассников и преподавателей,
    • www.abiturcenter.ru - учебный центр довузовского образования,
    • www.exponenta.ru/ - консультативный сайт по математике и информатике,
    • www.junior.ru/wwwexam/ - Сайт для подготовки к экзаменам по информатике и информационным технологиям,
    • comp-science.narod.ru/ - дидактические материалы по информатике и математике);

    сайты для консультационной помощи научно-методическим центрам (например,

    • www.informika.ru - сайт Центра информатизации Министерства общего и профессионального образования РФ;
    • www.ege.ru - Информационная поддержка Единого экзамена,
    • www.rfbr.ru/ - Российский фонд фундаментальных исследований,
    • www.edu.ru/ - Российское образование - федеральный портал,
    • www.fio.ru/ - Федерация Интернет-образования)
Хотелось бы отметить, что большинство образовательных сайтов относятся одновременно к двум и более вышеперечисленным типам. В настоящее время стали появляться так называемые образовательные порталы - большие по объему образовательной информации сайты, в которых совмещены разнообразные функции и типы образовательных сайтов. Например: www.abitu.ru/ - образовательный интернет-портал "Абитуриент", www.relib.com/ - информационный портал для программистов, www.edu.ru/ - федеральный портал "Российское образование". Следует отметить, что в качестве примеров образовательных сайтов по возможности выбраны сайты, касающиеся информатики и информационных технологий. В большинстве случаев образовательные сайты являются сайтами смешаннаго типа.

К основным характеристикам образовательных сайтов можно отнести

  • содержание образовательного интернет-сайта - единство всех основных элементов (текстовых и графических) образовательной информации, существующей и выраженной в виде веб-сайтов, а также единство связей этих основных элементов;
  • дизайн образовательного интернет-сайта - процесс выбора и организации графических компонентов с целью достижения определенной цели, которая может быть либо эстетической, либо иметь функциональную подоплеку, а зачастую преследовать обе эти цели;
  • техническая реализация образовательного интернет-сайта - выбор компонентов, интегрирование технологий, программных продуктов и технических средств для донесения образовательной информации до пользователя;
  • эксплуатационность образовательных интернет-сайтов - характеристики, информирующие об использовании образовательных сайтов пользователями.

Сайт образовательного учреждения в зависимости от своего содержания также может относиться к разным типам. Это относится к многофункциональным сайтам. Также в результате своего наращивания на разных этапах существования сайт может менять свои задачи, свое содержание и функциональное назначение.