Раздел 1. Основы педагогического дизайна.

В 1998 г. один из ведущих идеологов использования информационных технологий в образовании Девид Меррилл (М. David Merrill) заявил о том, что "информация сама по себе еще не обучение" ("Information is not instruction"). Это заявление явилось наиболее важным и глубоким положением, обсуждаемым в педагогическом обществе в последние десять лет. Хотя Меррилл, профессор образовательных технологий Университета штата Юта, прокомментировал непригодность многих сетевых образовательных ресурсов, его утверждение отражает тот факт, что всегда очень легко увлечься "технологической" стороной обучения, основанного на новых информационных технологиях - в ущерб настоящим результатам обучения.

С появлением интерактивных мультимедийных технологий разработчики получили возможность использовать графику, анимацию, аудио и видео. Все эти эффекты могут хорошо удерживать внимание обучаемых, но все же, во многих таких образовательных ресурсах не прослеживаются педагогические принципы.

В последние годы произошел беспрецедентный переход к сетевым технологиям как средству обучения. Если в 1997 общие затраты на сетевое обучение оценивались в 197 млн. долларов, а в 2002 году уже тратилось 6 миллиардов долларов, что составляет 95% годовой прирост (International Data Corporation, 1998).

Большинство ранних программ сетевого обучения представляли собой не что иное, как он-лайн документы. Преподаватели создали электронные версии традиционных печатных учебников, статей, инструкций и библиографических справочников. Хотя они и являются ценными и доступными ресурсами, результаты подобных преобразований нельзя считать настоящими обучающими программами.

В последние годы обучение через компьютер, преимущественно сетевое, принято обозначать e-Learning. Очевидно, даже из поверхностной оценки образования, предлагаемого через Интернет, что существует слишком много веб-сайтов, утверждающих, что они предлагают e-learning, хотя на самом деле таковыми не являются. Простые в использовании программы подготовки материалов и недорогое размещение на серверах позволяет любому человеку с минимальными компьютерными умениями без разбора сложить информацию в Интернет и назвать ее обучающим ресурсом. Существует даже хорошо финансированные проекты, которые позволяют факультетам слепо переносить материалы своих курсов, эффективные или нет, на открытые сайты в Интернете в свободный доступ. Неужели такие хранилища текстов, ссылок, презентаций и видео действительно являются обучающим ресурсом? Наивно предполагать, что преподаватели и учителя знают, как создавать эффективные электронные ресурсы.

Слишком много так называемого "e-Learning" - это просто информация, перенесенная в Интернет без соответствующей демонстрации, практики, обратной связи и руководства обучением студентов. А как уже говорилось, информация, как таковая, обучением не является. В противоположность таким электронным ресурсам, ресурсы, построенные на основе теорий обучения, позволяют осуществлять настоящее е-learning - обучение, которое будет эффективным, результативным и увлекательным.

Чтобы гарантировать эффективность, результативность и увлекательность любой образовательной программы, следует помнить, что технологии меняются, а принципы, физиологические и психологические возможности человека к обучению - нет. Для того чтобы люди учились, необходимо обеспечить соответствующее наличие практики, предоставить структуры знаний, а также обеспечить правильное руководство обучением. Верное использование указанных подходов для организации обучения рассматривается в науке, называемой педагогический дизайн.