1.2. Теории и модели.

Рассмотрим несколько теорий и моделей педагогического дизайна. Но сначала давайте определим различие между теорией и моделью.

Теория дает общее объяснение наблюдениям и объясняет поведение, тогда как модель - это мысленное представление (мысленная картина) того, что нельзя увидеть или испытать напрямую.

Теория педагогического дизайна предлагает ясное и четкое руководство, как помогать людям учиться и развиваться. Выделяются различные виды обучения: когнитивное/понятийное, эмоциональное, социальное, физическое и духовное.

Существуют различные теории и модели педагогического дизайна, разработанные разными авторами. Reigeluth выявил три основных черты, характерные для всех теорий педагогического дизайна:

  • ориентация/направление дизайна,
  • определение методов обучения и учебных ситуаций,
  • педагогические методы, которые можно разложить на приемы и отдельные методики.
  • Теории дизайна важны, так как помогают разработать видение педагогического процесса на ранних этапах проектирования. Это видение результатов (каким образом обучаемые изменятся) и средств (как способствовать этим изменениям). Эти теории также важны, поскольку ими можно руководствоваться на трех уровнях, а именно:

  • Методы, способствующие осуществлению обучения в различных ситуациях.
  • Инструменты обучения, обеспечивающие множество доступных обучаемым методо.
  • Системы, обеспечивающие возможность создавать качественные инструменты обучения.
  • Все модели педагогического дизайна имеют некоторые общие характеристики:

  • Определение и анализ целей обучения,
  • Планирование и проектирование способов достижения целей обучения,
  • Осуществление запланированных действий,
  • Оценка и пересмотр целей, стратегий, и т.д.