1.5. Модель обучения.

Модель обучения - это описание теорий, принципов и процессов, целью которых является стандартизация, или унификация, процессов обучения.

Как видно, процесс определения модели обучения состоит из трех стадий (рисунок 1.3):

Процесс определения модели обучения

Рисунок 1.3. Процесс определения модели обучения
  • определение характеристик обучающегося,
  • определение образовательных целей,
  • определение педагогических стратегий.
  • Целью определения характеристик обучающегося является формирование модели каждого обучающегося, то есть собираются данные о каждом обучающемся - такие как, его/ее стиль обучения, его/ее умения и навыки. Причина необходимости этого процесса относительно проста. Выбор подходящей модели обучения требует знания индивидуальных характеристик каждого обучающегося, чтобы осуществить индивидуализированное обучение. Фактически, составление модели обучающегося имитирует процесс, осуществляемый обычным преподавателем, который опрашивает своих обучающегося и делает заключения на основании того, как они ему отвечают во время первых уроков.

    Одновременно происходит определение образовательных целей. Они зависят главным образом от вида и темы учебного материала и от того, какие способности и навыки обучающиеся должны развить и приобрести.

    Образовательные цели:

  • специальные, то есть учебный предмет (т.е. область знаний), тематический раздел и особенности учебного материала;
  • общие, то сеть тип навыков, которые мы хотим развить у обучающихся, например, навык решения проблем, и т.д.
  • Наконец, когда определена модель обучающегося, и очерчены образовательные цели, мы выбираем наиболее подходящую педагогическую стратегию. Чтобы получить наиболее эффективную модель обучения, мы выбираем теорию обучения, совместимую с моделью каждого обучающегося. И на основе этой образовательной модели осуществляется курс обучения.

    Формирование модели обучения.

    Первый и основной шаг - это определение символов для описания используемых педагогических и учебных моделей. Введем определения и семантические описание компонентов, необходимых для проектирования схем представления моделей, а также для обеспечения и широкого использования.

    Определим первичные компоненты, которые присутствуют в каждой модели преподавания, и их основные характеристики. С учетом модели преподавания (рисунок I) и всего, что описано выше, основные компоненты - это:

  • модель обучающегося;
  • педагогические стратегии;
  • образовательные цели.
  • Для формирования каждого компонента необходима информация; комбинирование этих компонентов дает конечный результат, который представляет собой модель преподавания.

    В таблице 1 представлены компоненты модели преподавания, правильно сочетающиеся с их характеристиками.

    Таблица 1. Компоненты модели преподавания

    КомпонентыХарактеристики
    Характеристики обучающегосяУровень умений и навыков
    Потребности и мотивации обучающегося
    Индивидуальный стиль обучения
    Педагогические стратегииТеории обучения
    Стратегии преподавания
    Образовательные целиСпециальные образовательные цели
    Общие образовательные цели