1.6. Интеграция педагогического дизайна и проектирования ЭОР.

Одно из определений педагогического дизайна формулируется следующим образом: "Педагогический дизайн касается понимания, улучшения и применения методов обучения. Результатом педагогического дизайна как профессиональной деятельности является нечто подобное архитекторскому чертежу - проект того, каким должно быть обучение. Педагогический дизайн как научная дисциплина касается вопросов изучения оптимальных проектов". Из каких элементов состоит такой проект? Педагогический дизайн всегда был связан не просто с описанием деятельности как таковой, а с вопросами интеграции информационных средств, а позднее и новых мультимедиа в образовательную деятельность. Высококачественные электронные образовательные ресурсы являются важным фактором развития образования, что подтверждается интересом организаций, занимающихся стандартизацией, к качеству учебной деятельности, например IMS.

Проектирование ЭОР

Рисунок 1.4. Проектирование ЭОР

Проект учебного процесса включает в себя дизайн ЭОР, необходимых для обучения. На самом деле, все модели педагогического дизайна включают фазу проектирования, разработки, проверки и даже апробации образовательных ресурсов. Например, AUDIO, модель Dick & Carey. На рисунке показана модель Dick & Carey. Это наиболее структурированный пошаговый подход к педагогическому дизайну, и разработка мультимедиа продукта могла бы рассматриваться как подпроцесс фазы "Разработка и выбор материалов". Можно было бы предположить, что этот подпроцесс может основываться на результатах предыдущих фаз. Однако в обстановке обычного традиционного учебного заведения преподаватель скорее всего пойдет к ИТ-специалисту и объяснит, что ему нужно -если только они найдут общий язык. И весьма вероятно, что ИТ-специалист не будет иметь никакого представления о курсе обучения и будет помогать, опираясь на свое (только частичное) понимание проблемы.

Можно сделать общий вывод, что при определении специальной фазы разработки электронных материалов традиционные модели педагогического дизайна не объясняют связей этой фазы с другими фазами процесса.

Интеграция разработки ЭОР и педагогического дизайна может осуществляться на трех уровнях деятельности:

  • уровень образовательного контекста;
  • уровень требований;
  • уровень проектирования.
  • Уровень образовательного контекста

    Уровень образовательного контекста включает все элементы, которые традиционно являются частью аналитической фазы моделей ПД, подразделяя их на два вида: анализ обучаемых и анализ преподавателей.

    Анализ обучаемых включает четыре элемента:

    1. Анализ стилей обучения (предпочитаемые способы восприятия и обработки информации). Например, группа обучающихся, изучающих механику, отдает предпочтение последовательной (а не случайной) презентации содержания обучения в письменной форме (а не визуальной).

    2. Анализ мотивации, то есть осознаваемой важности обучения и осознаваемой возможности успеха.

    3. Базовые знания по предмету, то есть все, что обучаемые уже знают из преподаваемого содержания обучения.

    4. Учебные способности, то есть, как обучаемые могут учиться самостоятельно или используя специальные учебные материалы, и, соответственно, какое руководство потребуется им в обучении.

    Анализ преподавателей состоит из четырех элементов, которые рассматривают преподавание с обшей точки зрения:

    1. Область знаний - определение содержания обучения. Может варьироваться от простого обозначения учебной дисциплины (например, литература) до более подробного "редакционного плана" и описания информационных источников.

    2. Цели обучения - описание того, что обучаемые должны знать или уметь делать после прохождения курса обучения.

    3. Временные и пространственные ограничения, то есть общее количество часов, количество сессий, продолжительность в неделях или месяцах, наличие помещений, возможности посещения лекций в определенном географическом месте, и т.д.

    4. Оценка: дизайн оценки является частью самого дизайна.

    Уровень образовательного контекста не вводит никаких нововведений в обычную модель, но он нужен для обеспечения разработки электронных ресурсов.

    Уровень требований

    Информация, собранная на уровне образовательного контекста, позволяет определить требования к дизайну учебной деятельности и электронных ресурсов.

    На этой стадии требования к обучению должны предполагать такие реализации учебной деятельности, которые позволят обучаемым быстрее и лучше достигнуть целей обучения. Требования обучения могут определяться положениями педагогического дизайна:

    1. Использование времени: проводиться ли учебная деятельность синхронно или асинхронно, есть ли заранее определенные даты начала и окончания курса и т.д.

    2. Использование пространства: учебная деятельность, основанная на личном общении, или дистанционное обучение.

    3. Группирование обучаемых: обучаемые работают индивидуально, в парах, в группах, целым классом.

    4. Руководство: фронтальная, поддержка или обратная связь (ответы обучаемых).

    Требования к ЭОР

    Требования к ЭОР включают следующее:

    Контент: это совокупность идей и сообщений, которые ресурс передает пользователям. Эти идеи и сообщения главным образом определяются типом информации, представляемой в структурированном виде, и должны соответствовать педагогическим стратегиям образовательной деятельности.

    Структура контента: дает общее представление о том, как могут быть структурированы отдельные элементы контента. Под "структурой" понимается организация контента. Выдвинуть начальные требования к структуре контента, означает выразить необходимость выделения отдельных типов информации или элементов контента или сообщений в общей массе образовательных материалов.

    Доступ: подразумевает стратегию, лежащую в основе структур доступа к контенту и определяет навигационные пути пользователя, с помощью которых он осуществляет навигацию по ЭОР, находит содержание, необходимое для достижения целей образовательной деятельности. Требованиями к организации доступа может подразумеваться, что обучаемому должен быть предоставлен неограниченный доступ к необходимой информации, или, что обучаемого нужно вести по ЭОР в поисках нужной информации именно тем способом, который, скорее всего, соответствует его ожиданиям.

    Навигация: предполагает связи между различными частями информации, позволяем пользователю переходить от одной части к другой.

    Презентация: даст пользователю установки и стратегии визуальной коммуникации для представления содержания, навигационных возможностей и операций.

    Работа пользователя: качества тех действий, которые видны пользователям при выполнении определенных задач, например, выполнении упражнений, подачи заявления.

    Систематика представленной модели является открытой для пересмотра и изменений. Новые виды ЭОР (например, мобильные приложения, сетевые трехмерные среды) могут обусловить разработку новых специальных требований и предполагать новые особенности дизайна.

    Анализ двух типов требований одновременно имеет свои преимущества:

    1. Приводит к единому общему пониманию всеми членами команды.

    2. Помогает лучше организоваться на ранних стадиях разработки.

    3. Увеличивает эффективность и производительность обоих процессов дизайна.

    4. Улучшает взаимную согласованность требований к обучению и к ЭОР, и, следовательно, проектной деятельности.

    Уровень проектирования

    На уровне дизайна используются ранее определенные требования и принимаются решения, как по учебной деятельности, так и по мультимедиа приложениям. В этом случае оба процесса дизайна могут проходить параллельно, имея некоторые точки соприкосновения, так как конкретное содержание было определено и структурировано совместно.