23 мая 1928
г. Дирижабль «Италия» под командованием генерала Умберто Нобиле, перелетев
Европу, направился от острова Шпицберген к Северному полюсу. На борту дирижабля
находилась полярная экспедиция, состоящая из 16 человек. На следующий день
дирижабль достиг Северного полюса, но разразившаяся буря принудила его
без посадки лечь на обратный курс. На обратном пути находившийся на борту
телеграфист сообщил, что буря переходит в ураган, после чего радиосвязь
внезапно прервалась. За полетом экспедиции следили с большим интересом
все люди, и поэтому печальная весть сразу же облетела все пять континентов.
Все ожидали с замиранием сердца возвращения дирижабля. Прошло три дня в
напряжении и догадках. Стало ясно, что произошла катастрофа, в газетах
появились различные предположения о гибели экипажа. Неизвестность тревожила
всех честных людей.
Вдруг 3 июня из деревни Вохма, Архангельской области, прилетела телеграмма в Москву. Какой-то советский радиолюбитель сообщал с далекого Севера, что принял сигнал о помощи экспедиции Нобиле. Это был молодой коротковолновик Николай Шмидт. Киномеханик по профессии, он увлекся радиолюбительством, выучил азбуку Морзе и сам собрал радиоприемник. Третьего июня вечером он прослушивал тринадцатиметровый диапазон на своем одноламповом регенеративном приемнике, собранном на тетроде. Он принял обрывки какой-то передачи, однако ему удалось расслышать слова… Италия, Нобиле, SOS, SOS… Николай ничего не знал о катастрофе дирижабля, но сигналы бедствия подсказали ему, что кто-то находится в критическом положении и нуждается в помощи. Поэтому он отправил в Москву телеграмму. Как только мир узнал новость, шесть государств начали лихорадочную подготовку к спасению членов экспедиции. Советская спасательная гуппа была самой большой и состояла из нескольких кораблей во главе с прославленным ледоколом «Красин», который имел на борту трехмоторный самолет. Весь мир с напряжением следил за спасательным походом смелых советских моряков. Двенадцатого июля экспедиция Нобиле была открыта на льдине и принята на борт ледокола «Красин»… Первая благодарственная телеграмма, которую отправили спасенные полярники, была адресована советскому радиолюбителю Николаю Шмидту… |
Дирижабль "Италия"
|