ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Тема. Окончания имен существительных
множественного числа в Д.п., Т.п., П.п.
 

Цели:1. Познакомить с падежными окончаниями имен существительных
множественного числа в Д.п., Т.п., П.п.
2. Тренировать учащихся в правильном написании окончаний имен
существительных.
3. Развивать положительное отношение к учению.
4. Воспитывать культуру поведения.


Ход урока



I. Орг.момент.
- Сегодня необычный урок. У нас много гостей, поэтому мы с вами должны показать. как мы умеем работать. А начнем как обычно с чистописания.

II. Чистописание:

Не за г.рами Новый год –
Любимый всеми праз.ник.
Его прихода равно ждет
Т.хоня и проказник.

- А вот и новогодняя еловая веточка, где шары с буквами. Вы должны выбрать шар с нужной буквой и объяснить, почему вы так сделали?
      Ребята выбирают шар и объясняют почему.
- Ребята, а кого называют проказником? (Того, кто шалит, дурачится)
- Мне хочется зачитать вам слова писателя Белинского, который говорил так:

Пусть дитя шалит и проказит, лишь бы его шалости и проказы не были вредны.

- Летела синичка, а в клюве несла гроздь рябины. Но некоторые рябинки рассыпались. А одна упала на слово: проказник 2

III. Словарная работа.
- Отгадайте загадку:
Всех я вовремя бужу.
Хоть часов не завожу.
                   (петух)
- Наступающий Новый год – год петуха. А вот и вторая рябинка:
петух 1
2 слога
п – (п, ) согл., мяг, глух.
е – (и) глас., неударн.
т – (т) согл., тв., глух.
у – (у) глас., ударн.
х – (х) согл., тв., глух.
5 б., 5 зв.
- Можем ли мы проверить написание буквы е ? (Нет. Эту букву надо запомнить, т.к. это словарное слово)
- На карточках слова с непроверяемыми гласными. Вставьте пропущенные буквы.
- Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. Оцените:
1-2 ошибки "4"
3-5 ошибок "3"
более 5 "2"
нет ошибок "5"

IV. Работа над предложением.
- Накануне Нового года каждый из нас получает поздравления. Как вы думаете, кто поздравит вас?
В новогоднюю ночь я получу поздравления от….
- Запишите предложение и определите падежи существительных множественного числа.
- Какие окончания имеют существительные множественного числа в Р.п. ?
(-ов, -ев, -ей и нулевое окончание )

V. Проверка домашнего задания.
- А теперь проверим как внимательно вы выполняли домашнее задание. Я называю существительное в И.п. множественного числа, а вы в Р.п. множественного числа.
задачи-
мандарины-
сапоги-
чулки-
носки-
туфли-
платья-

VI. Физкультминутка.
1склонение – хлопок руками над головой
2 склонение – присесть
3 склонение – прыжок
Зима, метель, шар, елка, радость, подарок, снегурочка, мороз, ночь, хоровод, улыбка.

VII. Работа над новой темой урока.
- Сегодня у нас новая тема. Мы узнаем какие окончания имеют существительные в Д.п., Т.п.,  П.п. множественного числа.

а) работа по учебнику
стр.116 № 261
б) составление таблицы:

Д.п. -ам -ям
Т.п. -ами -ями
П.п -ах -ях
 в) работа с сигнальными карточками:
- Определите падежи имен существительных множественного числа:
Без разговоров, встречаем гостей, за ключами, вопреки надеждам, около домов, под вишнями, вижу мышей, о новостях, со стрелками, по ступеням, без метелей, на поездах.

VIII. Самостоятельная работа.
- На ваших партах карточки для самостоятельной работы.

Карточка 1

1. Списать, поставить существительные в скобках в Р.п. множественного числа, выделить окончания:
Яна купила пару (ботинки) и две пары (чулки).
 В прихожей было много (галоши).
В городе много (училище).

2. Определите падежи всех существительных:
Пароход причалил к пристани. Снег побелит крыши. Девочка мечтает о кукле. У автомобиля нет колёс.

3. Списать, определить склонение и падеж, выделить окончание:
вдоль тропинк?  к речк?
от пристан?  к деревн?
от дяд?  к тет?
по грядк?  морковк?

Карточка 2

1. Списать, поставить существительные в скобках в Р.п. множественного числа, выделить окончания:
По радио можно услышать много детских (передач).
В вагоне много (мест).
Брату отец привёз пару (сапоги) и три пары (носки).

2. Определите падежи всех существительных:
Собака быстро бежит по площади. Дворники работают мётлами. Между деревьями синеет небо.

3. Списать, определить склонение и падеж, выделить окончание:
по дорожк? к рощ?
по веточк? сирен?
по комнат? к кроват?
от деревн? до город?

IX. Итог урока.
- Что мы узнали нового на уроке?
Оценивание учащихся.
 

X. Домашнее задание: стр. 116 № 262