Реактивная артелерийская установка "Катюша"

История
Создание «Катюши» началось в 1938 году как ответ на 6-зарядный немецкий Небельверфер (нем. Nebelwerfer), 1936 год. Группу конструкторов ГИРД возглавлял Георгий Лангемак. В группу разработчиков, в числе прочих, входил также Сергей Королёв. В марте 1941 года были проведены успешные полигонные испытания установок БМ-13 со снарядом М-13, а уже 21 июня подписано постановление об их серийном производстве. В ночь на 30 июня 1941 года на заводе имени Коминтерна в Воронеже были собраны первые две боевые пусковые установки БМ-13. Изначально они монтировались на шасси ЗИС-5, но использование такого шасси было признано неудачным, и оно было заменено на ЗИС-6. Впоследствии БМ-13 (БМ-13Н) устанавливались только на «Студебеккер» (Studebacker-US6). Экспериментальная артиллерийская батарея из семи машин под командованием капитана И. Флерова была впервые использована против немецкой армии на железнодорожном узле города Орша 14 июля 1941 года. Первые восемь полков по 36 машин были сформированы 8 августа 1941. Улучшенная модификация БМ-13Н была создана в 1943 году и до конца Второй мировой войны было изготовлено около 1800 таких орудий.Модифицированные версии «Катюши», в том числе, и устанавливаемые на самолеты, использовались во время сражения за Халхин-Гол.
 Устройство
Оружие относительно простое, состоящее из направляющих рельсов и устройства их наведения. Одна машина вмещала от 14 до 48 направляющих. Снаряд РС-132 для установки БМ-13 был длиной 1,8 м, 132 мм в диаметре и весил 42 кг. Твердая нитроцеллюлоза находилась внутри цилиндра с оперением. Вес боеголовки — 22 кг.
Дальнобойность — около 5 км.
Применение
Оружие было неточным, но очень эффективным при массированном применении. Немаловажен был и эмоциональный эффект: во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно — за несколько секунд территорию в районе цели буквально перепахивали тяжелые реактивные снаряды. При этом оглушительный вой, который поднимали ракеты во время полета, буквально сводил с ума. Те, кто не погибал во время обстрела, часто уже не могли оказывать сопротивление, так как были контужены, оглушены, совершенно психологически подавлены. Мобильность установки позволяла быстро сменять позицию и избежать ответного удара противника.
На каждой машине находился ящик со взрывчаткой и бикфордов шнур. В случае появления риска захвата техники врагом экипаж был обязан взорвать её и тем самым уничтожить реактивные системы.
Название «Катюша» произошло от маркировки «КАТ» («Костикова автоматический термитный») на применявшихся реактивных снарядах с зажигательной начинкой. А так как появление оружия в боевых частях совпало со временем популярности песни «Катюша», прижилось это название.
Известно двустишие:
Выходила на берег «Катюша» —
Оставляла от фашистов уши.
 Современность
Жилой дом в Хайфе, разрушенный «катюшной ракетой». 2006 г.
Помимо применения во время второй мировой войны, «катюшные ракеты» применялись повстанцами и террористами разных стран в течении многих десятилетий. Важным фактором для такого применения является относительная лёгкость такого оружия, состоящего из ракеты и треноги. При этом треногу часто заменяют подручными усройствами вроде палок или досок. Конечно, это не позволяет вести даже минимально точную стрельбу, но в случае попадения ракеты в цель урон может быть очень значительным. В такой роли «катюшные ракеты» были использованны повстанцами «Хезболлы» во время Израильско-ливанского конфликта 2006 года (БМ-21) — реактивная система залпового огня, представляющая собой эволюцию «Катюши» (БМ-13).
БМ-8-24 — это лёгкая по массе советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса реактивных систем залпового огня. Машины этой марки серийно выпускались на московском заводе «Компрессор» путём демонтажа башни и установки пакета направляющих для 24 неуправляемых ракет М-8 калибра 82 мм с пусковым оборудованием на лёгких танках типов Т-40 и Т-60. После снятия с производства танка Т-60 выпуск САУ БМ-8-24 также был прекращён, артиллерийскую часть стали монтировать на грузовиках. Выпущенные машины участвовали в боях 1942-43 гг. и были хорошо приняты в войсках из-за лучшей защищённости и проходимости по сравнению с «Катюшами» на базе грузовых автомобилей.