Вступительное слово

  В августе 2007 года исполнится пятнадцать лет, как я работаю в данной школе. За истекший период я занималась поиском различных воспитательно-дидактических средств, решая одну основную задачу: повышение эффективности обучения через адаптацию и внедрение современных педагогических идей. И в процессе решения этой глобальной задачи на разных этапах с различной остротой возникали текущие проблемы: развитие речи младших школьников, совершенствование качества чтения, развитие логического мышления на уроках математики…

    Все они решались более или менее успешно. Но, на сегодняшний день, в сельскую школу вернулось явление почти забытое, и, как нам казалось, забытое навсегда. Это явление породило новую проблему, вставшую с особой остротой и  поглотившую все остальные. Речь идёт о возвращении работы сельского учителя в условиях малокомплектной школы, причём, в условиях, при которых требуются современные нестандартные подходы и внедрение новых педагогических технологий.

    Таким образом, начав в 2005 году работу с группой детей, состоящей из учащихся 2-4 классов, я обозначила для себя единственно важное направление, в котором необходимо вести поиск учебно-воспитательных задач: «Современные подходы к обучению учащихся в условиях малокомплектной школы».

    Опыт, описанный и обобщённый мною, не отличается  новизной, так как имеет богатое прошлое. Но, вернувшись сегодня, вопрос преподавания в классах-комплектах требует  внедрения элементов развивающего обучения, личностно-ориентированного подхода, усиления практической направленности, улучшения контроля и оценки, преодоления перегрузок учащихся и т. д. Следует отметить, что  известные подходы к решению данной проблемы прекрасно проявляют себя и сегодня. Примером могут служить  однотемные и однопредметные уроки, поурочное планирование с чередованием таких структурных компонентов, как коллективная и самостоятельная работа, которые, в свою очередь, включают в себя современные этапы: актуализацию знаний, постановку проблемы, поисковую деятельность и т. д.

    Об устойчивых положительных результатах говорить пока рано: слишком мало времени прошло с момента начала работы в новых для меня условиях. Однако замечу, что первый выпуск 2006 года имеет качество знаний 100%.

    Данная попытка описания опыта имеет целью систематизировать и обобщить личные наблюдения и достижения по конкретному вопросу, а также поделиться с педагогами, которые тоже работают с разновозрастными группами детей. Однако смею надеяться, что это может стать интересным не только узкому кругу коллег, работающих в малокомплектных школах, но и другим учителям, так как вопросы развивающего обучения, организация самостоятельной работы, обучение самооценке и самоконтролю  актуальны не только в условиях малокомплектной школы, но и всегда, когда учитель находится в творческом поиске, учится отрабатывать новые технологии  и просто старается идти в ногу со временем.

   

назад домой далее