Небольшие советы по планированию  урока в классе-комплекте

    Каждый день, идя на работу, учитель разрабатывает уроки различного предметного содержания. Любой из нас, планируя урок, начинает готовиться к нему заранее, составляя его план, придумывая интересные методические «ходы». Но всегда ли подобные усилия бывают оправданы? Всегда ли урок получается точно таким, каким мы его себе представляем? Конечно, нет! Любой урок, открытый или самый обычный, непредсказуем, поскольку никакой, даже самый талантливый педагог, не может на сто процентов угадать, как поведут себя ученики, как проявят себя нестандартные «ходы», придуманные им самим же. И всё же любой творчески работающий учитель непременно должен помнить известный психолого-дидактический постулат «каждый урок должен быть интересным, развивающим и обучающим одновременно».
    Процесс любой подготовки к уроку математики я рассматриваю как методическую задачу. При этом я исхожу из анализа исходных данных (что у меня есть?), определяю цель и вид конечного результата (что хочу получить?), а затем намечаю способы достижения этого результата (как из того, что у меня есть, получить то, что хочется?). Предлагаю рассмотреть урок математики, который можно спланировать и провести в классе-комплекте (1-3) .Допустим, что методической целью урока является обобщение и повторение изученного материала в обоих классах. При этом важно не только повторить и закрепить изученный материал, но и подготовить третьеклассников к предстоящей контрольной работе и проверить уровень обученности первоклассников. Главная дидактическая цель в этом случае носит развивающий характер, поскольку всем ученикам предлагается изученный материал. В этой связи нужно максимально использовать материал урока, чтобы учащиеся могли реализовать свои знания, но в то же время происходило их умственное и психическое развитие.

    Урок можно построить в традиционной для класса-комплекта форме: чередовании самостоятельной работы с коллективной работой с учителем. Уместно включить в урок небольшой игровой момент («интригу»), но обыгрывание  этого момента должно занять минимальное количество времени, тогда как саму «интригу» нужно сохранять на протяжении всего урока. Если это удастся, то оно станет  прекрасной возможностью для хорошего яркого итога.

    Урок желательно начать с «минутки хорошего настроения». У меня этот происходит примерно так. Я  могу попросить всех перед началом каждого урока посмотреть друг на друга и улыбнуться. Далее мы можем вспомнить  о приближающемся празднике и о том, что в этот праздник принято загадывать желания. Я могу сказать ребятам, что у меня тоже есть желание, которое я записала и положила в «Волшебный сундучок», и тот, кому интересно узнать, что лежит в нём,  должен мне помогать, хорошо работать на уроке, и тогда все узнают моё желание. 

    А далее следует  основная работа. Назову формы организационной деятельности учеников на уроке. Поскольку работа ведётся одновременно с двумя классами, то мне необходимо иметь возможность чередовать самостоятельную и коллективную работу. Хотя для первоклассников самостоятельная работа даже по истечении полугода обучения является крайне сложной. Поэтому для них я готовлю карточки с типовыми заданиями, например, «Укрась ёлочку» (раскраска по цветовым сигналам, подобные задания широко представлены в «Тетради» на печатной основе), задача с минимальной текстовой формулировкой (поскольку не все ещё умеют достаточно быстро читать), задания на сравнение чисел (их дети уже быстро узнают по знакам «<», «>», «=»), измерить и записать длину отрезка.  В ходе выполнения коллективных заданий я стараюсь использовать свободную беседу с элементами дискуссии. У учащихся имеются  необходимые  наглядные материалы: индивидуальные абаки, карточки с разрезными цифрами и знаками.

    Для учащихся третьего класса можно приготовить задания следующего плана: тесты на проверку знаний табличного умножения и деления, составление и решение задач, моделирование по теме «Единицы времени», графический диктант, индивидуальные задания, включающие в себя геометрические задачи, примеры на все действия, задания на смекалку. Все задания на карточках для учащихся обоих классов необходимо готовить в индивидуальном порядке с учётом возможностей каждого ученика.  Это позволит осуществлять дифференцированный подход в полном объёме.

    Известно, что задача учителя состоит не только в том, чтобы подготовить и провести интересный урок.  Каждый педагог знает, что кроме учебно-материальных мы обязаны создавать и морально-психологические, и гигиенические, и эстетические условия. В этой связи скажу, что уже давно имею несколько иной подход к дисциплине на уроке. Предпочитаю свободное общение, с удовольствием принимаю ответы с места, даже если ученик не встал при этом, как мы все привыкли видеть. Допускаю, что при работе с малочисленными классами это более приемлемо, нежели в больших классах, но всё же я убеждена, что ученик, отвечающий с места, иногда чувствует себя более уверенно, чем когда он стоит перед учителем в полный рост.

    Итак, на любом уроке можно не только отрабатывать умения и навыки, но и развивать на содержательном материале. Не всегда можно сказать с определённой точностью,  удаётся это или или нет, всегда ли поставлена чёткая задача, в полном ли объёме реализованы все методические и дидактические цели, насколько была активна  познавательная деятельность.

И в заключении  хочу ещё раз напомнить и себе и другим, что есть простое методическое умение педагога – умение осознанно составлять задания и выстраивать их в систему, имея в виду достижение цели урока. Нам кажется, что мы этим владеем в совершенстве? Вряд ли. Мы работаем и учимся этому постоянно. На каком-то этапе нам это удаётся в большей степени, на каком-то не удаётся вообще, и надо в этом признаваться. Умение видеть собственные недостатки и способность к самосовершенствованию есть та сила, которая заставляет идти вперёд, не останавливаться на достигнутом и развиваться.

   

назад домой далее