Воспитательная работа

    Весь процесс обучения и воспитания сегодня строится на развитии познавательной активности, самостоятельности и творчества учащихся. Другими словами мы, педагоги, стремимся осуществлять личностно-ориентированный подход, когда деятельность сознания ученика направлена, в первую  очередь, на выработку внутренней личностной позиции.

    Я выскажу свой собственный взгляд на воспитание с точки зрения учителя, работающего с небольшой разновозрастной группой. Дело в том, что, определив для себя проблему в образовательном направлении, я умышленно не стала говорить о проблеме воспитания. Безусловно, в сельских школах воспитательный процесс имеет свои особенности и трудности, но я не хотела бы называть это проблемой. Наша школа невелика. Самый большой класс составляет 11 человек. У меня сегодня 8 учеников. В таких условиях планирование воспитательной работы может привести в тупик учителя, привыкшего работать с большими группами детей. Но мы научились с этим справляться, научились планировать воспитательную работу, научились объединяться с другими классами, когда того требуют более масштабные мероприятия, научились проводить подвижные игры, когда в классе всего четыре-пять человек.

   Работая с разновозрастной группой, я не стараюсь, в отличие от образовательного процесса, как-то дифференцировать воспитательную работу. Планирование у меня единое, все мероприятия проходят вместе. Я даже вижу в этом некоторую «полезность». Старшие опекают младших, берут для себя более трудные задачи, а младшие стараются «дотянуться». Иногда возникают даже такие моменты, когда лидерство оказывается на стороне малышей. Так, например, проводя  очередной классный час, целью которого было обсудить, что любят и чего не любят дети, первоклассники продемонстрировали даже большую активность, чем старшие ученики. Вот краткое описание данного мероприятия.

 Тема. Противоречие «Люблю – не люблю».

Цели: - обсудить, что любят и не любят дети;

- познакомить с понятием «противоречие»;

- прививать терпимость к чужому мнению;

- развивать речь, внимание, память.

Оборудование: сигнальные карточки-светофоры.

                                       Ход занятия.

1. Чтение сказки «Лиса и журавль».

  Обмен мнениями.

- Почему лиса с журавлём перестали ходить друг к другу в гости?

- Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?

- А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится из тарелки есть, а лиса – из кувшина?

( На данном этапе все третьеклассники сошлись во мнении, что если хочешь сделать кому-то приятное, нужно выбирать не то, что ты любишь сам, а то, что любит этот человек. Не нужно  переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, и любил то же, что и ты, а нужно постараться принимать его таким, какой он есть. А вот у малышей возникла и иная точка зрения. Некоторым понравилась мысль о том, что неплохо, если бы учитывали их вкусы. Мы не стали никого переубеждать и продолжили.)

2. Беседа «Что я люблю».

Здесь я стала предлагать темы, а дети в парах говорили, что они любят из названного.

В конце был сделан коллективный вывод, что, узнав о предпочтениях друг друга, дети постараются это учитывать.

3. Беседа «Что мы не любим».

- Мы узнали, кто что любит. А нужно ли знать, что вы не любите? Зачем?

- Мы не будем говорить об этом в отдельности, а поговорим о том, что не любят все дети. Например, кому может понравиться, что его толкают? Или дразнят? Или когда ему врут?

Теперь мы знаем, что вы не любите. И постараемся, чтобы в нашем классе было только то, что вы любите.

4. Игра «Люблю-не люблю».

Правила игры:

 Учитель называет слова. Если ученик это любит, то поднимает зелёный цвет, не любит – красный.

Слова для игры: мороженое, лук в супе, шоколад, пельмени, смотреть телевизор, ходить в гости, стоять в углу, петь и т. д.

5. Обсуждение противоречия «Люблю-не люблю».

В ходе игры мнения ребят разделились. Выяснилось, что некоторые любят ходить в гости, некоторые – нет. И много подобных примеров того, что нравится одним, совершенно не нравится другим. В подобных ситуациях «правы» оба, каждый со своей точки зрения: «На вкус и цвет товарищей нет».

- А можете привести ещё примеры, что одни любят, а другие нет?

- Назовите, что любят мальчики, а девочки нет.

- А что нравится девочкам и не нравится мальчикам?

- А можете ли вы сказать, что любят взрослые, а детям это совсем не нравится?

( Ответов оказалось количество. Причём ответы были очень серьёзными и аргументированными. Но кульминацией нашего разговора стал вопрос первоклассницы: «А сами-то вы, Любовь Дмитриевна, что любите?» И вместо того, чтобы подвести занятие к финалу, пришлось делиться с детьми собственными мнениями.)

6. Заключение.

- Вернёмся к прочитанной в начале занятия сказке и сделаем вывод, как нужно поступать, чтобы оставаться друзьями? ( И теперь, конечно, все единодушно сошлись во мнении, которое высказали в самом начале мудрые третьеклассники).

    Я неслучайно привела этот  пример. Ведь он как нельзя лучше демонстрирует то, что при организации воспитательной работы нет «непереходимых возрастных границ». Беседа, изначально планируемая для первоклассников (из цикла занятий по предшкольной подготовке «Первые шаги»), стала интересной и для третьеклассников. При этом значительно расширилось поле для знакомства и установления контакта между детьми. А ведь основная задача классного руководителя  – это сплочение коллектива (тем более, если этот коллектив разновозрастный).

    Процесс воспитания эффективен тогда, когда он осуществляется непринуждённо. Я придерживаюсь этой точки зрения всегда и абсолютно убеждена в том, что образцом поведения, поступков, действий всегда является учитель. Хотите, чтобы дети пели? Пойте вместе детьми! Хотите, чтобы танцевали? Танцуйте вместе с ними! Говорите всегда правду, признавайте свои ошибки, извинитесь за то, в чём были не правы! Можно запланировать десятки мероприятий, провести их на должном, как вам может показаться, уровне и при этом ничего не оставить в маленьком детском сердце. А можно просто тихо побеседовать или устроить маленький детский праздник, но вложить в это столько собственной души и сердца, что это останется у ваших учеников на всю жизнь.

      О воспитании всегда очень много говорят и спорят. В этом убеждаешься, листая страницы педагогического наследия великих просветителей прошлого, и, читая современные статьи и публикации. Но и тогда, и сейчас передовая мысль всегда  направлена на свободное развитие личности. Сколько предложено всяких способов воздействия на маленького человека, чтобы вырастить его всесторонне развитым и способным к самосовершенствованию! А великий

 Ж.-Ж. Руссо говорил так: «Уважайте детство и не торопитесь судить о нём ни в хорошую, ни в дурную сторону. Дайте подольше действовать природе, прежде чем возьмётесь действовать вместо неё… Непосредственный интерес – вот великий двигатель, единственный, который ведёт верно и далеко». Разве можно к этому что-то добавить? Мы каждый день встречаемся с детьми, каждый день прикасаемся к великой тайне детской души. И только искренность, осторожность, внимательность и, безусловно, профессиональное умение могут помочь нам решать серьёзную задачу воспитания.

назад домой далее