Самостоятельная познавательная деятельность учащихся, развитие  их творческих способностей

    Прогрессивные педагоги прошлого и опыт современной системы развивающего обучения убедительно доказывают, что овладеть прочными знаниями ученики могут только в процессе собственной активной деятельности. К.Д.Ушинский неоднократно подчёркивал, что ученик может стать обладателем знаний тогда, когда проявит самостоятельность в их приобретении. Основное требование к организации учебного процесса им было сформулировано так: «Нужно, чтобы дети по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал». Такое требование является единственно верным. Оно не утратило своего значения и в настоящее время.

    Для того, чтобы у учащихся развить самостоятельную познавательную деятельность в учебном процессе, нужно соблюдать определённые психологические условия.

1. Необходимо создание на уроке бодрой, эмоциональной атмосферы, позволяющей ученикам осознать пользу и значимость изучаемого материала и выполняемой работы, пережить свой личный успех и успех товарищей, а также чувство радости открытия и познания нового. Важно, чтобы на уроке царили доброжелательное отношение между учителем и учениками, между учащимися, взаимопонимание, вера в силы и возможности каждого ученика. Создание эмоциональной атмосферы в классе способствуют активному творческому поиску детей, повышает их интерес к знаниям.

2. Необходимо детей учить учиться, то есть развивать их познавательные силы и способности. На уроке детей надо учить думать и рассуждать, спорить и доказывать. Им будет интересно друг с другом. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой познавательной деятельности.

    Особая роль в самостоятельной познавательной деятельности учащихся принадлежит развитию их творческих способностей. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует её. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка. Творчество следует развивать на различных занятиях: на уроках математики, естествознания, изобразительного искусства, трудового обучения, русского языка. Русский язык всегда был и остаётся главным предметом. Ему принадлежит решающая роль в духовной жизни ребёнка. Это – инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.

                             Развитие речи.

    Для развития творческих способностей я использую игры, загадки, ребусы, кроссворды, различные виды работ по русскому языку. Большую роль играют сочинения. Сочинение – от старого русского слова «чин», то есть порядок. Сочинять, создавать сочинения – значит, приводить в порядок  свои мысли, свои знания. Именно сочинения – высшая форма проявления творческих способностей ребёнка. Дети очень тонко чувствуют и понимают прекрасное, язык природы. Только надо  видеть, всматриваться в жизнь. В сочинениях дети делятся своими радостями и тревогами, секретами и надеждами. Нужно постараться сделать так, чтобы этот процесс нравился детям, даже тем, чей литературный опыт не совсем удачен. Темы сочинений мы определяем самые разные: «Золотая осень», «Первый снег», «Моя любимая игрушка».

    Все сочинения с согласия автора мы читаем вслух и обсуждаем. В каждом сочинении нужно найти что-то положительное. Главное – отметить всех. Это важно. Дети с огромным вниманием слушают сочинения своих одноклассников. Вместе ищем удачные моменты, думаем, как исправить недостатки. При разборе сочинений стараюсь меньше комментировать, а предоставляю ребятам возможность самим ребятам выступить с оценкой, самим определить достоинства и недостатки работ. Ребята с присущей всем критикам строгостью обсуждают малейшие промахи. Практически всегда находят в сочинениях положительные стороны. Атмосфера на таких уроках должна быть тёплой и доверительной.


    Другим средством создания положительных эмоций, развития творческих способностей являются сказки. «Через сказку, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка»,– утверждал В.А.Сухомлинский.

    Мы всегда начинаем со старых сказок, добрых, хорошо всем известных. Дети не просто пересказывают произведения, а обыгрывают его, добавляя что-то своё или изменяя конец сказки. Пробуют дети сочинять и свои сказки. Я очень поощряю желание детей рассказать какую-нибудь историю, даже если это может нарушить запланированный ход урока. Некоторые ребята пробуют писать стихи. Учителю не надо ставить перед собой задачу научить писать стихи. Этому научить нельзя. Стихи рождаются. Это одно из средств самовыражения ребёнка. И не надо бояться, если ребёнок не умет рифмовать. Думаю, что нужно просто довериться детской природе. У детей всё очень здорово получается. Хочу привести некоторые стихотворения.

                      

  Птички поют, и люди кричат   «Весна!»

Гамы в лесах, суета.

  Капельки капают с крыш.

  Это ты слышишь, малыш?

   Бурый медведь отошёл ото сна.

   Это пришла весна!

       (Мозгалин Денис, 2 класс)  

           Посвящение первой учительнице.

Прощайте, начальные классы,

Прощай, четвёртый класс!

Мы стали чуть взрослее,

 Мы поступили в пятый класс.

Но первую учительницу будем вспоминать, Как буквам нас учила,

Как научила нас писать.

Мы помнить её будем,

Помнить и любить,

В свободную минуту

В класс наш заходить.

  Кузнецова Кристина, 4 класс.

Когда-нибудь я стану взрослее

И умнее, чем сейчас.

Но точно знаю, что никогда

Я не вернусь в свой первый класс,

Но первую учительницу я не забуду.

Ведь всем азам она меня учила.

Скажу вам честно, её я сильно полюбила.

И расставаться с ней мне будет нелегко.

Спасибо вам за всё, за всё, за всё

Васильчук Надежда, 4 класс

                                       Природоведение.

    Творческие способности развиваются и на уроках естествознания, во время прогулок и экскурсий в природу. Многое удаётся увидеть детям, если поддерживать их интерес, вводить элементы занимательности. Перед началом зимней экскурсии можно предложить  детям загадку:

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

 Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

                      (Зима)

 

А далее сообщить, что на экскурсии детям предстоит искать ответы на загадки зимы. А у неё их много – про снег, мороз, лёд на реке. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

    В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих способностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование их в младшем школьном возрасте.

     Я работаю по традиционной системе. Но при этом стараюсь внедрять в него элементы развивающего обучения. И вот что говорит о развитии творческих способностей автор известной системы развивающего обучения Л.В. Занков: «Формирование человека проходит множество ступеней. Начальные ступени очень далеки  от той перспективной цели, к которой стремится воспитатель. Но если эти ступени достигнуты путём самостоятельной мысли, и живого чувства, в этом, – верный залог достижения цели. Следовательно, чем раньше будем формировать этот опыт, тем успешнее будет развиваться личность ребёнка».

 

назад домой далее