Работа с родителями

     Семья – это первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга?

    Задача учителя – всеми доступными ему средствами достигать взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

    На каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании?  Однажды я прочла слова В.А.Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу отцов и матерей для морального устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасности «если и дальше так будет продолжаться…» – и как можно больше духовного общения с детьми и родителями». С тех пор это стало моим профессиональным принципом, от которого я стараюсь не отступать ни при каких обстоятельствах. Ведь именно духовное общение приносит радость отцам и матерям. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в дневнике, в тетради, – следует рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей, матерей, отцов. Нельзя допускать, чтобы ребёнок приносил родителям одни огорчения – это уродливое воспитание. Считаю важным, чтобы именно в начальной школе не появились плохие дети, чтобы у родителей не ожесточилось сердце, а у ребёнка не угасло желание быть хорошим.

    Убеждена, что успех учителя в обучении и воспитании ждёт тогда, когда дети знают, что учитель их любит, когда родители уверены, что их ребёнок любим учителем. А любовь эта должна быть основана на уважении к личности ребёнка, знании его интересов, на умении вовремя прийти на помощь. И высокая требовательность к детям должна сочетаться с любовью.

    Основа моей воспитательной работы – союз учителя, родителей и ребёнка.  Именно в начальной школе важен контакт учителя и родителей, когда ребёнок выступает не только как объект, но и субъект воспитательного процесса.

    С первых дней общения с родителями, стараюсь донести до них мысль о том, что источником благополучия в семье, условием его счастливого детства является любовь родителей. Я говорю это тем мамам и папам, чьи дети только переступили порог школы, и напоминаю тем, с кем уже общаюсь несколько лет и кого уже считаю своими коллегами.

    Со своей стороны я стараюсь, чтобы детям было комфортно в школе, чтобы в ней присутствовала тёплая доброжелательная обстановка. Этого можно достичь, сделав школу, похожей не дом. Но дом бывает полноценным только тогда, когда в нём живут добрые люди. Многие привыкли к тому, что первую учительницу называют «второй мамой». Я постараюсь стать ею для будущих первоклассников. Но ведь наша школьная семья состоит не только из «второй мамы», в ней есть старшие братья и сёстры, которые должны помочь мне встретить малышей, учить их правилам новой жизни, создавать тёплые дружеские отношения.

    Работу начинаю заранее. И, прежде всего, беседую с родителями будущих третьеклассников. Мы вместе стараемся создать такую обстановку, при которой третьеклассники становятся шефами малышей, а родители третьеклассников добрыми советчиками для тех пап и мам, которые вместе со своими детьми впервые переступил порог школы.

   В сентябре собираю родительское собрание, на котором знакомлю детей с возрастными особенностями детей, акцентируя внимание на существенной разнице  между первоклассниками и третьеклассниками. Далее я знакомлю новичков с десятью «нельзя», которые являются основами нравственного воспитания (эти заповеди я позаимствовала в одной статье, посвящённой вопросам воспитанию):

     Обсуждаем эти заповеди и, если родители их одобряют, они становятся нашими общими заповедями. С ребятами же эти правила мы выводим «сами» в процессе обсуждения различных жизненных ситуаций, из наблюдений окружающего мира, прочтения книг. И снова на помощь мне приходят мои третьеклассники, более опытные и знающие.

    Всегда на первом родительском собрании и на последующих мы вместе с родителями намечаем вопросы, которые могли бы быть интересны всем, а какие уместно было бы рассмотреть на индивидуальном консультировании. Для себя я уже давно определила ряд требований, которые обязательно выдерживаю. Я никогда не говорю с родителями в гневе, никогда не ругаю ребёнка, не говорю публично о неудачах, но и не умалчиваю о них в индивидуальной беседе, всегда ищу возможность похвалить ребёнка и сказать родителям «спасибо». Родительский комитет не выбираем, да и какой родительский комитет, если помочь может всякий, ведь дети общие.

    Добиваясь единства семьи и школы, часто вспоминаю выражение: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому». А этих домов у него два: со мной рядом и с родителями, значит в своих стремлениях, требованиях, заботах мы должны быть едины.

    Ни одно мероприятие, ни один праздник я не провожу без привлечения родителей. Только посоветовавшись, вместе обсудив  ключевые моменты, можно рассчитывать на успех и на понимание. Приведу пример. К новогоднему утреннику я решила подготовить с детьми музыкальную сказку-пародию «Пластилиновая Ворона» по мотивам известного мультфильма. Мне казалось, что я уже вижу, как распределятся роли, у кого получиться лучше тот или иной персонаж. Но неожиданно возникла спорная ситуация. Эвелине Г. не понравилась роль. Я сразу поняла, что убеждать ребёнка бесполезно, ведь не каждая девочка согласиться сыграть, хоть и симпатичную, но корову.  И никому не хотелось играть корову. Я решила, что смешную забавную сценку придётся заменить. Но на следующий день  Даша К. заявила, что хочет сыграть эту роль. На мой вопрос «почему?» она ответила: «Мы с мамой посоветовались и решили, что корова – замечательное красивое животное, мы уже и костюм придумали».  Сценка удалась на славу.

 Различны формы проведения праздников.

Но самыми замечательными бывают они тогда, когда в школу приходят все – мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сёстры, тёти, дяди. И тогда воспитательное пространство становится единым. Видя рядом своих близких, ребёнок свободнее раскрывает свои дарования, увереннее определяет дорогу в жизни, приобретает моральный иммунитет против зла, постигает настоящую школу доброты и подлинно человеческих отношений.

 

назад домой далее