ПРОГРАММА
«Ресурсного центра по работе с одарёнными детьми»
Содержание Программы
1. Обоснование проблемы
2. Цели и задачи
3. Этапы деятельности
4. План мероприятий
5. Финансовое обеспечение
6. Ожидаемые результаты
7. Исполнители и контроль
Паспорт Программы
«Ресурсного центра по работе с одарёнными детьми»
Наименование Программы
Программа «Ресурсного центра по работе с одарёнными детьми» (РЦРОД)
(Далее – Программа)
Заказчик Программы
Комитет по образованию города Моршанска, МУ РЦСО, администрация
МОУ «Гимназии гуманитарной»
Разработчики Программы
«Ресурсный центр по работе с одарёнными детьми»
Основания для разработки
Закон РФ «Об образовании», распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001
г. № 1756 – р «О Концепции модернизации российского образования на период
до 2010 года», подпрограмма «Одарённые дети» Федеральной целевой программы
«Дети России», Положение о работе с одарёнными детьми. (Приказ №23 от 06.02.2007)
Задачи Программы *Разработка модели обучения
одарённых детей (определение предметных циклов, видов и форм преподавания).
* Определение ресурсного обеспечения (материально – технического,
кадрового, правового).
* Выстраивание чёткого механизма системы работы с интеллектуально
одарёнными детьми (выявление, обучение, результат).
Цели Программы
• Создание в городе «Ресурсного центра по работе с одарёнными
детьми» по учебным программам углублённого и расширенного циклов.
• Подготовка детей к участию в олимпиадах, конкурсах разного
уровня.
• Создание методической базы данных по преподаванию учебных предметов
углублённого варианта для учителей города.
• Организация и проведение семинаров для учителей города и района,
подготовка и издание учебно – методической литературы.
• Создание, наполнение и поддержка информационного сайта по работе
с одарёнными детьми.
Этапы деятельности
1. Ознакомительный
2. Организационный
3. Практический и аналитический
Ожидаемые результаты
• увеличение количества одарённых детей, которые получат качественное
бесплатное дополнительное образование;
• создание методического центра по работе с одарёнными детьми
на базе РЦРОД;
• победы в олимпиадах и конкурсах муниципального, областного
и других уровней;
• повышение творческого потенциала города.
Исполнители и контроль
Руководит РЦРОД директор МОУ «Гимназия гуманитарная». Методисты
и учителя являются членами РЦРОД, которые нацелены на взаимообучение, обмен
опытом, координацию деятельности. Все члены являются исполнителями данной
Программы. Контроль возлагается на методистов «Ресурсного центра по работе
с одарёнными детьми».
Обоснование проблемы
В ХХ веке философия со всей отчётливостью заявила, что
произошло «отчуждение человека от культуры», общество получило «растворение
индивидуального в массовом». (Велицкая А.П.)
Психология и педагогика нового века констатирует, что «одарённые
дети - очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества». Они подвержены
особому риску, могут направить свои способности как на созидание, так и
составить «костяк сил, разрушающих это общество». Высокоодарённые люди,
«оказавшиеся за бортом образовательной и профессиональной системы» начинают
искать применения своим талантам. (Ушаков Д.В.)
Осознавая ответственность за судьбу одарённых детей, судьбу
России, мы должны понимать, что знания несут в себе «ценности и нормы,
составляющие духовное ядро общества» (Запесоцкий А.С.)
Время диктует выработать стратегии по работе с одарёнными
детьми. Эти стратегии будут заключать в себе системный подход в изучении
развития одарённости, перспективы будущей жизни таких детей. Для успешной
реализации талантов одарённым детям важны прежде всего мотивационно – целостный
и нравственные компоненты в их воспитании и обучении.
В соответствии с современными концепциями одарённости (Савенков
А.И., Лейтес Н.С., Дж. Рензулли, Панов В.И. и др.) данной Программой
утверждается взгляд на одарённость как «интегральное личностное свойство».
Здесь важна педагогическая деятельность, направленная на сохранение и развитие
талантов в контексте развития личности как составляющего этот дар.
Для решения этой задачи создаются условия интеллектуально развить и реализовать
способности одарённых детей по их самостоятельному выбору (гуманитарному,
техническому, естественно – научному). Предметные циклы, призванные удовлетворить
запросы обучающихся, могут предметно расширяться и обновляться.
Разработка психолого – дидактической системы по развитию одарённости
предполагает:
• создание культурно – творческой модели в образовании;
• углублённое и расширенное преподавание предметов;
• наличие развивающей среды;
• работу по сплочению детского коллектива в совместных творческих
делах.
Такая целенаправленная работа вводит ребёнка в мир ценностей,
открытий, заставляет формировать свой нравственный выбор, умение достойно
и правильно защищать свои работы, отстаивать мнения, вести диалог с оппонентами,
бороться и побеждать.
Задача педагогов - помочь ребёнку осознать своё призвание, своё
место в этом мире; понять, что нет пути к целостной неповторимой личности,
способной к созидательной работе над собой, без усиленного кропотливого
труда. Педагогическая позиция в этом вопросе очень важна: дар, данный ребёнку,
не есть гарантия его будущего благополучия. Следует привить осознание,
что талант должен использоваться только на благо общества, умный человек
умеет выработать нравственную позицию социальной адаптации в любых жизненных
ситуациях.
Образование на благо России, своего края, малой родины требует
чрезвычайно серьёзной, кропотливой работы по формированию ценностных ориентиров,
национального самосознания. «Человек, лишённый патриотизма, легко продаст
силы, и ум, и – если сможет – богатство страны тем, кто дороже платит…»
(Никандров Н.Д.) Педагоги РЦРОД должны создать особую развивающую среду,
способствующую самореализации одарённых детей, при этом должна осознаваться
принадлежность к государству в целом.
Система по нравственному росту одарённых детей строится на воспитании
культуры мысли и слова, умении горячо радоваться за другого, любить его
достоинства, ценить его успехи, таланты; создаётся на обучении приёмам
выбора между добром и злом. Всё это поможет справиться с не менее важной
задачей – сохранение духовного здоровья, духовной безопасности.
Таким образом, выделяются два направления в данной Программе:
1. Создание условий для обучения одарённых детей согласно их
запросам на образование.
2. Воспитание одарённых детей по средствам преподавания определённой
науки, личностное становление ребёнка.
Цели и задачи Программы
Из обоснования проблемы следует выделить главную цель:
помочь одарённым учащимся приобрести прочные знания согласно
их интеллектуальным способностям и запросам.
Для этого необходимо решить определённые задачи общего характера:
1. Разработать Программы углублённого и расширенного преподавания
предметов гуманитарного, физико – математического, химико – биологического
и др. циклов.
2. Формировать научную, учебно – методическую библиотеку.
3. Постоянно следить за олимпиадным и конкурсным движениями,
участие в которых следует считать обязательным, а результат - как показатель
совместной работы педагогов и обучающихся РЦРОД.
4. Организовывать конкурсы, олимпиады муниципального уровня.
5. Предоставлять возможность педагогам и обучающимся обобщать
свой опыт и знания, выходя на издание научной и учебно – методической литературы;
проводить курсы для учителей города и района.
6. Создать и систематически следить за поддержкой и наполнением
информационного сайта.
7. Разрабатывать ежегодно план мероприятий по воспитательной
работе, нацеленной на чувство принадлежности к национальной культуре как
составляющей мировой культуры.
8. Регулярно информировать широкую общественность о работе с
одарёнными детьми с СМИ.
В работе с одарёнными детьми каждый педагог решает и те задачи,
которые диктует ему круг его предмета. На ряду с этими задачами есть
то общее для каждого преподавателя, что он чётко обязан знать:
1. Развитие способностей целостного видения мира в его
связях и закономерностях.
2. Развитие «контекстуального» мышления, которое предполагает
видение любого явления в контексте «целого».
3. Формирование ассоциативного мышления, умение сопоставлять,
видеть «общее» и «особенное».
4. Развитие творческого дара. (Создание собственных текстов,
литературных работ, поддержка исследовательских способностей)
5. Развитие эмоциональных и речевых данных.
6. Развитие трудолюбия как фактора развития одарённости.
Заявленные цели могут дополняться и должны соответствовать
моральным «нормам и ценностям». Педагог обязан видеть генетический дар
и своё влияние на создание условий развития одарённости.
Этапы деятельности
В деятельности «Ресурсного центра по работе с одаренными
детьми» намечено несколько этапов.
1 этап – Знакомство педагогов города с поставленными проблемами,
с научными подходами к «одарённости»; знакомство с целями и задачами; определение
приоритетных направлений, выработка стратегии на будущее.
2 этап – Организационный.
3 этап – Осмысленно – теоретический, практический и аналитический.
Мероприятия по реализации Программы
Наименование мероприятия Исполнители
1. 1 Ознакомительный этап
1.1. Подборка и изучение научной литературы по обоснованию «одарённости»
Методисты РЦРОД
1.2. Изучение правовых документов Методисты РЦРОД
1.3. Изучение опыта по организации работы с одарёнными детьми
Преподаватели и методисты РЦРОД
1.4. Консультации с психологами по выявлению и формированию банка
данных «Одарённые дети»; изучение методики тестирования по выявлению одарённости
по профилю. Педагоги и методисты РЦРОД
1.5. Выявление педагогических приёмов, форм и методов работы
с одарёнными детьми. Преподаватели РЦРОД
2. Организационный этап
2.1. Формирование нормативных документов по созданию «Ресурсного
центра по работе с одарёнными детьми» Методисты РЦРОД
2.2. Работа по формированию кадровых ресурсов По согласованию
с Комитетом по образованию г.Моршанска
2.3. Разработка программ по углубленному и расширенному изучению
предметов Преподаватели РЦРОД
2.4. Подготовка материально – технической базы По согласованию
с Комитетом по образованию г.Моршанска и финансовыми структурами.
2.5. Формирование методического центра по интеллектуальному развитию
одарённых детей. Методисты и преподаватели РЦРОД
3. Осмысленно – теоретический, практический и аналитический этап
3.1. Занятия с обучающимися по программам углубленного и расширенного
изучения предметов. Преподаватели РЦРОД
3.2. Подготовка к олимпиадам и конкурсам разных уровней. Преподаватели
РЦРОД
3.3. Проведение мониторинга по участию в олимпиадах и конкурсах
разных уровней Методисты РЦРОД
3.4. Проведение загородных выездных семинаров. Методисты РЦРОД
3.5. Организация и проведение показательных мероприятий обучающего
и развивающего характера городского уровня. Методисты и преподаватели
РЦРОД
3.6. Организация и проведение городского показательного конкурса
«Ученик года» Методисты совместно с МУ РЦСО
3.7. Семинар для руководителей ОУ и педагогов города и района,
работающих с одарёнными детьми. Методисты РЦРОД
3.8. Проведение городских родительских собраний по выработки
совместных действий развития одарённости в семье и образовательных
учреждениях. Методисты РЦСО
3.9. Подготовка к изданию методической литературы; создание сайта
РЦРОД и его систематическое наполнение и обновление; подготовка курсов
по обмену опыта. Методисты РЦРОД
3.10. Вручение Грантов
3.11. Разработка летних туристских маршрутов. Преподаватели и
методисты РЦРОД
3.12. Организация профильной смены загородного оздоровительного
лагеря по программе научно – практической конференции. Преподаватели и
методисты РЦРОД
Финансовое обеспечение Программы
Организация работы с одарёнными детьми требует вложения
финансовых средств, предназначенных для её технического обеспечения, в
том числе для приобретения лабораторного оборудования, компьютеров, литературы,
а также организации учебных сборов, проведения олимпиад, научных конференций,
командирования обучающихся для участия в выездных мероприятиях. Важной
статьёй расходов является оплата труда преподавателей, которая должна быть
обеспечена на уровне, стимулирующем привлечение к участию в Программе наиболее
квалифицированных специалистов. Для решения этой проблемы требуется вложение
дополнительных бюджетных средств. Необходимо также приложить усилия для
привлечения к Программе работы с интеллектуально одарёнными детьми спонсоров
и меценатов, получению национальных и международных Грантов. Следует также
рассмотреть возможность предоставления части образовательных услуг на платной
основе. Решению проблем внебюджетного финансирования Программы должно способствовать
создание Фонда поддержки интеллектуально одарённых детей.
Ожидаемые результаты.
Успех реализации данной Программы зависит во многом от профессионализма
педагогов, работающих с одарёнными детьми. «Пережить точку» личностного,
духовно – нравственного, профессионального роста педагог сможет при условии
специальной подготовки в условиях организационной деятельности по обмену
опыта, обобщению «наработанных» методик, в контексте педагогических семинаров,
конференций, творческих встреч. Всё это поможет ему создать и выработать
свою систему педагогической деятельности по работе с одарёнными детьми,
и как следствие станет качественной подготовка обучающихся. Результатом
реализации Программы РЦРОД следует считать:
• увеличение количества одарённых детей, которые получат качественное
бесплатное дополнительное образование;
• создание методического центра по работе с одарёнными детьми
на базе РЦРОД;
• победы в олимпиадах и конкурсах муниципального, областного
и других уровней;
• повышение творческого потенциала города.
Исполнители и контроль
Руководит РЦРОД директор МОУ «Гимназия гуманитарная». Методисты
и учителя являются членами РЦРОД, которые нацелены на взаимообучение, обмен
опытом, координацию деятельности. Все члены являются исполнителями данной
Программы. Контроль возлагается на методистов «Ресурсного центра по работе
с одарёнными детьми».